logo
PR-менеджмент - технологические основы

2. PR-технологии

Технологии PR -- стратегические и тактические коммуникационные технологии, разработанные и осуществляемые с целью достижения взаимопонимания с различными группами общественности субъекта.

В качестве PR-технологий, как правило, могут использоваться:

1) устное сообщение (пресс-конференции, выступления перед различными социальными группами, планирование и резервирование наиболее значимых мест выступления, а также подготовка речей для других сотрудников фирмы и их тренинг в области ораторского искусства);

2) паблисити (в том числе через контакты с прессой, радио и ТВ, издателями для содействия последующей публикации материалов с новостями об организации);

3) написание репортажей, пресс-релизов, текстов к буклетам, рекламных статей и пр., а также любых технических материалов и описания продукции;

4) издательская работа;

5) специальные мероприятия по представлению фирмы, ее товаров и услуг, например выставки, специальные показы новой продукции, дни «открытых дверей», способные восприниматься как интересные для аудитории новости и обеспечивать атмосферу доверия к фирме;

6) распространения с наибольшей эффективностью печатных, фото- и видеоматериалов среди различных групп общественности;

7) имиджевая реклама (имени и репутации фирмы);

8) спонсорство;

9) аналитические и консалтинговые технологии.

Вот почему в PR требуются не только специалисты по работе с прессой, а образовательные стандарты по PR в цивилизованных странах предполагают хорошее знание специалистами этой сферы не только основ работы с текстом, иностранных языков и технологий различных СМИ, но также и менеджмента, экономики, социологии, психологии, статистики и прочего.

Хотя организации обращаются в PR-агентства по более широкому спектру проблем, но все они так или иначе могут либо мешать, либо способствовать равноправному диалогу с общественностью.

Таблица 1

Образовательный состав PR-специалистов в США и Западной Европе

(по материалам специального опроса, %):

Журналисты

40

PR

15

Социальные науки

12

Экономика/менеджмент

10

Маркетинг

4

Реклама

4

Остальные

17

Таблица 2

Наиболее распространенные услуги, заказываемые в PR-агентствах

(%):

Общение с прессой и подготовка пресс-релизов

99

Выработка коммуникационной политики

90

Публикации в местной прессе

80

Контакты с официальными представителями общественности

75

Подготовка речей и других письменных материалов

70

Подготовка аудио-, видео- и фотоматериалов

70

Publicity

66

Выставки, шоу и пр.

66

Подготовка PR-менеджеров

50

Подготовка финансовых документов для публичных представлений

45

Маркетинг и реклама

40

Информация о конкурентах

40

Ситуации, в которых руководство фирмы прибегает к услугам PR-агентства:

1) организация активного продвижения нового товара, меняющего имидж фирмы;

2) повышение конкурентоспособности (при выходе на рынок с высокой конкуренцией);

3) снижение сопротивления общественности и борьба со слухами;

4) предполагаемое изменение имиджа организации;

5) кризисы, катастрофы и аварии, затрагивающие большую часть общества;

6) конфликты интересов (между двумя фирмами, между фирмой и ее референтными группами и т.д.);

7) неэффективность коммуникации (потеря доверия общественности к материалам фирмы).

Одной из наиболее действенных PR-технологий является паблисити:

* паблисити (как явление) -- положительная известность субъекта среди его общественности;

* паблисити (как деятельность) -- достижение положительной известности субъекта среди его общественности;

* паблисити (как технология) -- технология достижения положительной известности субъекта среди его общественности.

Таблица 3

Количество занятых (чел.) в PR-отделах по категориям

организаций (в США и Западной Европе):

Бизнес с доходом более 1 млрд. долл.

60

Государственные, федеральные службы и военные организации

30

Публичное и частное образование

20

Бизнес с доходом менее 1 млрд. долл.

15

Общественные организации и профсоюзы

10

Муниципальные службы

10

Частные медицинские и социальные службы

Менее 10

Наиболее распространенные способы завоевания паблисити.

1. Подготовка какой-либо новости (сообщения или события) и оповещение об этом СМИ по телефону или с помощью пресс-релиза. Проведение самой акции при возможном присутствии представителей СМИ. Цель этого будет достигнута, если отдельные газеты, радио или телеканалы передадут эту информацию как новость.

2. Личное общение с группой представителей общественности, способной стать распространителями информации (ими могут быть не только журналисты). Таковой может быть пресс-конференция, которая обычно привлекает внимание прессы, если предмет обсуждения или сам выступающий способны представлять интерес для аудитории участвующих в ней СМИ. Проведение экскурсий по фирме тоже можно отнести к одной из разновидностей паблисити.

3. Организация индивидуальной коммуникации с людьми, способными содействовать последующей коммуникации с высоким уровнем доверия с той или иной группой общественности (называемое лоббированием). Субъект может лоббировать не только законодателей и государственных чиновников, но и других влиятельных людей (например, известных телеведущих, издателей, представителей научной или артистической элиты) в попытке повлиять на их мнение и через них завоевать доверие общественности. Сюда же можно отнести презентационную подачу продукции известным людям в надежде на то, что остальные увидят это и последуют их примеру.

Отличительная черта паблисити -- она не может «настаивать» на внимании, т.е. нельзя заставить человека прочитать то, что не представляет для него интереса. Но в этом и источник влияния паблисити, потому что уровень доверия у нее обычно выше, чем у рекламы.

Преимущества паблисити:

* низкие издержки в сравнении с рекламой и личной продажей (не нужно платить прессе за газетные площади или эфирное время);

* больший уровень доверия, чем у рекламы (так как сообщение передается третьей стороной);

* большая информативность (представленное как редакционный материал сообщение может содержать намного больше деталей, чем простая рекламная информация);

* большее читательское внимание (читатели склонны игнорировать навязанные сообщения);

* время (фирма может выпустить пресс-релиз очень быстро).

Недостатки паблисити:

* даже когда не надо платить за эфир, существуют расходы, связанные с содержанием штата PR, а также с подготовкой и рассылкой сообщений, лоббированием и т.д.;

* одноразовое применение.

Спонсорство

Очень важное направление PR -- филантропические мероприятия. Помимо высоко этических побуждений в организации такой деятельности существуют и весьма прагматические причины, например:

* демонстрация высокой корпоративной культуры и гражданства;

* постепенное внедрение ценностей свободного предпринимательства в социальную сферу, образование и искусство;

* демонстрация хорошего примера для компаний-конкурентов;

* повышение качества и уровня жизни в обществе.

Наиболее распространенные формы спонсорской деятельности:

1) организация каких-либо конкретных мероприятий или основание фондов, носящих имя компании;

2) содействие в организации и проведении благотворительных кампаний;

3) возглавление каких-либо проектов с целью формального установления руководства фирмы во главе проекта;

4) исследование жизни общества с целью поиска тех проблем, решению которых фирма могла бы содействовать наилучшим образом.