logo
Анализ деятельности лагеря "Путь Предпринимателя" и причины использования дистанционной занятости коллектива вожатых

Введение

Научное и бизнес сообщество знает массу примеров «подрывных инноваций» (disruptive innovation) и технологий, но одной из самых сильных по своему влиянию по праву можно назвать «всемирную паутину» (world wide web). Инновационный в 90-ые годы метод обмена данными не только породил целые отрасли деловой активности и немалое количество новых специальностей, но и позволил перенести некоторые классические профессии в онлайн-среду. Как только этот процесс затронул критически значимое количество компаний, возник и приобрёл актуальность термин «виртуальные организации». Согласно активным сторонникам этой идеи, использование удалённых сотрудников помогает снизить издержки на персонал, найти за привычные суммы более высококвалифицированных сотрудников, которые не готовы сменять город проживания и обрести массу других преимуществ перед конкурентами. [15, с.17-52]

Вместе с этим в России по заявлениям экспертов и представителей профильных министерств наблюдается повышение интереса семей к лагерям с активными и образовательными программами. При этом в целом данная отрасль переживает спад: общее количество российских детей, которые отдыхают в лагерях, неуклонно уменьшается с 2001 года [4, с.73; 48] и это при сопутствующем данному промежутку времени повышении уровня жизни и платёжеспособности. Эксперты склонны обуславливать такое снижение разными факторами, начиная с изменений в налоговом кодексе и заканчивая принадлежностью большинства лагерей к муниципалитету [3]. Однако в рамках данной работы наиболее интересной является иная причина, кроющаяся в некомпетентности администрации лагерей, которая без знания основ ведения экономической деятельности допускает просчёты и излишние траты, а те, в свою очередь, закладываются в стоимость путёвок. Несмотря на то, что во многих случаях покупка путёвки субсидируется из корпоративных, региональных и городских бюджетов, всё же это приводит к тревожной статистике, на которую стоит обратить внимание и найти пути улучшения ситуации. Почему это важно? Потому что доказано, что детские лагеря оказывают положительное влияние на подростков по ряду факторов - оздоровление ребёнка, помощь в социализации, развитие его самостоятельности и уверенности в себе [29, с.247-251]. А ведь именно этих черт недостаёт современным детям и молодым людям. Дети из поколения «z» чаще общаются «техногенно», то есть не вживую. Чаще предпочитают виртуальную деятельность реальной, что и обуславливает появление ранее упомянутых негативных характеристик [47]. Времяпрепровождение в лагере для таких подростков позволяет привнести баланс в развитие их личности. Погружаясь в среду, в которой отсутствует возможность проводить много времени в гаджетах, участник лагеря спустя болезненный для него период адаптации в силу подвижности психики всё же приучается к новым паттернам поведения. Поэтому создание сети дешёвых и качественных детских и подростковых лагерей может стать решением для нейтрализации негативных сторон развития данного поколения.

Одним из выходов из этой ситуации может стать оптимизация издержек за счёт более умелого и эффективного управления подобными проектам. В рамках этого стремления и уже упомянутого восходящего тренда в виртуализации рабочего процесса, кажется перспективной организация подготовительного этапа работы персонала лагеря на удалённой основе. Именно это решение было реализовано в стартапе, посвящённом созданию образовательного лагеря для подростков 14-17 лет, где обучают навыкам лидерства и предпринимательского стиля мышления, а также позволяют занимать различные профессиональные роли с профориентационной целью. Деятельность этой компании легла в основу описываемого исследования. Особенно пристальное внимание привлекли действия организаторов по части подготовки вожатых, которых насчитывается 15 человек и которые проживают в 5-ти различных городах России.

На первых этапах изучения темы работы был поставлен исследовательский вопрос: «Как использование онлайн среды для обеспечения работы и обучения удалённых сотрудников в сфере загородных лагерей влияет на качество их деятельности непосредственно во время заезда?». Однако в ходе более глубокого изучения деятельности проекта были обнаружены три фактора, затрудняющих поиск ответа на упомянутый вопрос.

1) Методы построения работы в онлайне, использованные на этапе подготовки персонала и лагеря в целом были достаточно примитивными и недостаточно ёмкими, чтобы это позволяло обобщать выводы для всего диапазона имеющихся онлайн-сервисов для ведения подобной деятельности.

2) Подготовительный этап длился 5 месяцев, но сам заезд не состоялся и был перенесён на осенний период. Вследствие чего исчезла возможность собрать мнения непосредственных потребителей услуг проекта - участников лагеря.

3) Большинство вожатых в ходе предварительного опроса выразили мнение, что подготовиться к своей роли в онлайн-формате без потери в качестве невозможно.

В контексте постмодернистских рамок методологии постановки исследовательского вопроса позволительно менять его вслед за логикой исследования. Иначе говоря, проявление гибкости по отношению к определению ключевого вопроса в некоторых случаях идёт на пользу работе [2]. По этой причине исследовательский вопрос был сменён на более общий: «Может ли командообразование и подготовка сотрудников к проведению детского лагеря исключительно в онлайн-среде заменить классическую очную подготовку с сохранением прежнего уровня качества и снижением затрат?».

Цель выпускной работы заключается в том, чтобы оценить качество проведения онлайн-подготовки вожатых к своей работе и разработать такую методику её реализации, чтобы оно было приближено к уровню классической подготовки. Список задач для достижения заявленной цели выглядит следующим образом:

- выяснить особенности проектного менеджмента и управления виртуальной командой;

- выявить обязательные элементы реализации проектов в области загородных лагерей и зафиксировать общие требования, предъявляемые к сотрудникам лагерей;

- подготовить характеристику проекта, а также контекста, в котором он реализуется;

- определиться с методом сравнения между собой классического и онлайн подхода в подготовке вожатых и произвести экономическую оценку их реализации;

- разработать рекомендации для организаторов исследуемого проекта и прочих «игроков» в этой отрасли о том, как организовать подготовку команды вожатых в удалённом формате.

Объектом исследования выступает менеджмент в сфере деятельности загородных лагерей.

Предметом исследования являются формы обучения и управления педагогическим составом на подготовительном этапе проведения детского образовательного лагеря.

Сформулируем гипотезу исследования: подготовка вожатых с помощью онлайн-инструментов может обеспечить сопоставимое качество подготовки и более низкие затраты на данный бизнес-процесс по сравнению с классической очной подготовкой.

В целях проведения исследования был проанализирован широкий перечень литературных источников, состоящий из 6 русскоязычных научных работ, 30 англоязычных и 14 электронных ресурсов, включающих в себя статьи экспертов, статистические данные и постановления правительства РФ. Среди основных источников есть работы признанных специалистов в области менеджмента проектов: Kerzner H.R., Cobb C.G., Wysocki R.K. в вопросах построения виртуальных команд: Duarte D.L., & Snyder N.T., Martins L.L. & Gilson L.L., Powell A. И примечательные труды исследователей феномена детских лагерей: Garst B., Bialeschki M.D.

При написании работы были использованы преимущественно качественные методы исследования:

- включённое наблюдение;

- метод кейс-стади;

- контент-анализ;

- сравнительный анализ;

- метод «дерево решений».

Авторский вклад в разработку исследования выражается в адаптации требований American Camps Association к аккредитации американских лагерей под особенности проведения российских образовательных лагерей; были проанализированы внешние условия на микро и макро уровне, которые обуславливают возможности при разработке проектов в отрасли детского отдыха; собраны и проанализированы экспертные мнения о потенциале подготовки вожатых онлайн-методами; были разработаны подходы для оценки качества подготовки педагогов к заезду в детском лагере и метод выбора управленческих решений для повышения качества предстоящих мероприятий с учётом экономических затрат.

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и семи приложений.