logo
Start-up проекты в России

1.1 История возникновения стратегического менеджмента

Рассматривая историю возникновения стратегического менеджмента в первую очередь необходимо обратить внимание на понятие "стратегия", так как, является оно ключевым фрагментом стратегического менеджмента. Слово стратегия берет начало своего развития ещё с древних времен. Термин стратегия происходит от греческого strategia и переводится как искусство или наука быть полководцем. В Древней Греции значение данных людей было очевидным. Полководцы - это военачальники, стоявшие во главе своего войска и имевшие навыки правильного ведения военных действий, навыки дипломатии, с помощью которых достигали поставленных целей. То есть эти люди знали, когда вступать в битву, а когда необходимо вступать в переговоры с политиками, дипломатами, народом. Полководцы являлись стратегами.

Стратегия как наука развивалась не только в Древней Греции, данная наука развивалась и в других странах древних времен. Например, в Древнем Китае существовала книга под названием "Искусство стратегии", написанная в период между 480 и 221 годами до нашей эры. Автор данной книги не был определен тогда, но и в настоящее время этот вопрос остается загадкой для людей, имеющих желание знать автора.

Таким образом, вследствие развития стратегии с древних времен и по сей день можно выразить смысл стратегии, который определяется как норма оптимального поведения организации, компании, фирмы при достижении поставленной цели. Ещё в Древнем Китае стратег и мыслитель Сунь Цзы говорил: "Тот, кто одержал сотни побед в сотнях конфликтов, вряд ли обладает высоким мастерством. Тот, кто владеет высоким мастерством использования стратегии, покоряет других, не вступая с ними в конфликт".

Определив и разъяснив термин "стратегия" также необходимо поподробнее рассмотреть понятие "стратегический менеджмент" в целом. Для этого следует обратить внимание на этапы развития стратегического менеджмента.

У стратегического менеджмента обычно определяют четыре этапа его развития: бюджетирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование и, наконец, стратегический менеджмент.

1. Бюджетирование. В период построения огромных корпораций до второй мировой войны в организациях не формировалось специальных отделов по планированию. Руководство компаний систематично составляли планы ведения и развития своего бизнеса. Но оно не было формальным, планирование заключалось в составление и ведение ежегодных финансовых отчетах.

Главным признаком и особенностью подобной системы является их краткосрочный характер и внутренняя направленность, то есть организация при таких условиях будет являться закрытой системой.

2. Долгосрочное планирование. В период между 1950-х и началом 1960-х годов компании были нацелены на высокие темпы роста рынков и высокая точность прогноза развития национального хозяйства.

С учетом этих данных сформировались условия для развития долгосрочного планирования.

Данный метод ориентирован на долгосрочные прогнозы деятельности компании, который полагается на опыт и исследования, полученные в прошлом в процессе функционирования компании. Во время развития данного этапа перед менеджерами стояла задача определения финансовых проблем, которые препятствовали развитию фирмы. В истории прослеживается, что этот метод использовался во время существования советской экономики.

3. Стратегическое планирование. В конце 1960-х годов фирмы, которые планировали, свое развитие на основе долгосрочного прогнозирования начали терпеть неудачи, так как опираться на опыт, полученный ранее, и на данные, полученные при различных исследованиях в прошлом, было уже не актуально при условиях возрастания международной конкуренции и появление кризисных ситуациях. Для решения данных проблем стало развиваться стратегическое планирование. Оно заключалось в анализе внутренней и внешней сфере организации. Определялись возможности организации, конкурентоспособность организации и её соперников. Следовательно, целью стратегического планирования являлось развитие и совершенствование реакции фирмы на динамику рынка и поведение конкурентов.

4. Стратегический менеджмент. В 1990-м году большая часть корпораций на международной нише начали плавно переходить от стратегического планирования к стратегическому менеджменту. Стратегический менеджмент формирует совокупность стратегических управленческих решений, которые определяют долгосрочное развитие фирмы и конкретные действия, которые помогают быстро реагировать на изменения внешней среды предприятия. В процессе этой деятельности могут меняться или корректироваться цели, методы и направление развития компании в целом.

Развитие стратегического менеджмента также может быть прослежено немного с другой точки зрения. Здесь выделяют не четыре, а пять этапов развития стратегического менеджмента. Они показаны на рисунке 1.

стратегический менеджмент россия

Рисунок 1

Этапы развития стратегического менеджмента

Рассмотрим каждый этап подробно.

I этап. 1960-е годы ХХ века.

1. Восстановление соответствия между долгосрочными целями фирмы внутренней организации и внешней средой.

2. Дано определение стратегия. Установлено соответствие между стратегическими и тактическими целями организации. Описано соответствие и взаимовлияние между стратегией и структурой организации.

3. Стратегия рассматривалась как долгосрочное планирование, которое означало поэтапный процесс формирования стратегии.

4. Выделение стратегического менеджмента в отдельную подсистему менеджмента.

II этап. 1970-е годы ХХ века.

1. Исследование сфокусировано на собственном процессе стратегического менеджмента.

2. Было дано определение стратегического менеджмента. Особый акцент был сделан на исследование предпринимательской природе стратегического менеджмента.

3. Стратегия воспринималась как предпринимательский выбор и поведенческий подход.

4. Перенесение акцента с концепции стратегии на управление стратегическим процессом.

Представителем данного этапа являлся Г. Минцберг.

III этап. Конец 1970-х начало 1980-х годов ХХ века.

1. Рассмотрение и создание сильных рыночных позиций в конкретной отрасли.

2. Введение в понятие "конкурентные преимущества", классификация конкурентных стратегий. Исследование отраслевой конкуренции.

3. Стратегия рассматривается как конкурентная позиция фирмы в отрасли.

4. Были заложены основы для развития стратегического маркетинга и разработаны методы анализа позиции фирмы в отрасли.

Майкл Портер являлся представителем данного периода.

IV этап. Конец 1980-х начало 1990-х годов ХХ века.

1. Признание внутренних организационных способностей фирмы и ее ресурсов основными источниками ее конкурентных преимуществ.

2. Появление ресурсной концепции стратегического менеджмента. Определение роли организационных факторов конкурентоспособности фирмы.

3. Стратегия рассматривается как актуализация внутриорганизационных источников конкурентных преимуществ.

4. Перспективы: были заложены основы системы менеджмента качества TQM и концепции реинжениринга бизнес-процессов.

Представителями были Монтгомери и Тис

V этап. Конец 1990-х годов ХХ века начало XXI века.

1. Основное внимание уделяется исследованию уникальности фирмы.

2. Исследование роли ключевых компетенций фирмы.

3. Стратегия рассматривается как доступной фирме траектория развития.

4. Заложена основа для исследования бизнес-модели организации для формирования проактивного управления и для исследования скорости фирмы реакции на изменения во внешней среде.

Прахалад, Хамел являлись представителями данного этапа.

Стратегический менеджмент включает в себя анализ процесса воплощения в жизнь стратегии, оценку и контроль, что определяет его как действенно ориентированной системой.

На данный момент стратегический менеджмент развивается в двух направлениях:

1. Регулярное стратегическое управление.

Регулярное стратегическое управление в свою очередь состоит из трех фрагментов: анализ, планирование и реализация стратегии. Данное направление руководит стратегическими возможностями организации. Также оно более распространено за счет полноты своей разработки.

2. Стратегическое управление в реальном времени.

Это управление нацелено на решение внезапно появляющихся стратегических задач. В основном, данное направление развивается в тех отраслях, где необходимо проявить быструю и адекватную реакцию на сложившуюся ситуацию. Одновременно организация должна заниматься постоянным анализом, корректировкой и уточнением стратегии и решением по мере поступления различных стратегических задач. На данный момент рассматриваемая система стратегического управления пока что имеет положение на стадии становления.