logo
Коммуникационный менеджмент в политике

2.1 Связи с общественностью в государственных структурах

При описании государственной коммуникации, используются те же термины, что и при обозначении процесса любого коммуникативного процесса. Коммуникаторы в данной сфере - это органы управления разных уровней, самим сообщением является информация, которая может быть как официальной, или не официальной, так и сказанной устно, или же опубликованной. К сообщению также можно отнести и невербальное общение. Получателями в процессе политической коммуникации являются как общество в целом, так и отдельные граждане. Межличностная коммуникация, а также институциональные и массовые каналы могут являться каналами распространения в данном случае. Обратная связь - это обращение граждан, просьбы. Помехами в процессе коммуникации может стать техническая, семантическая или психологическая составляющие, а кодировать, или наоборот, декодировать информацию можно с помощью тщательность подготовки как к донесению информации до объекта, так и правильное ее восприятие самим объектом.

Существует несколько каналов коммуникации, через которые власти могут общаться с гражданами. Исследователь Ж. Шварценберг выделял три канала: через неформальные каналы - ими могут быть, например, какие-то мероприятия. Плюсом данного канала коммуникации является тот факт, что общение происходит напрямую и ни эмоциональная составляющая коммуникации, ни точный смысл не могут быть здесь утеряны. Следующий канал - коммуникации через организации. Ими могут являться как политические партии, так и местные социальные организации, которые служат некоторым посредником между государством и обществом.

Третий канал - это общение через средства массовой информации. Практические все политологи и социологии уже признали, что в современном мире СМИ являются четвертой властью, И во время коммуникации важно не только правильно преподносить информацию, но и знать, в какие источники и что говорить.

При общении со средствами массовой информации государственные структуры должны быть открытыми, или же так компоновать факты, чтобы у журналистов было доброжелательное отношение, и они не искали информацию никакими другими путями, чем официальные представители. В общении с журналистами чиновники иногда пользуются нестандартными методами общения. На официальных собраниях, или при общении с журналистами политик может позволить себе вставить фразу из разговорной речи, или выйти за рамки официоза другими способами - вставить шутку, нестандартно повести себя при неформальной коммуникации. Такое отношения к своим людям формирует представление о субъекте, как о человеке, близком к обществу и создает ореол открытости и простодушия.

Существует два приема воздействия на людей с помощью информации. Политолог А.И. Соловьев представлял следующие два способа: пропагандистский и маркетинговый. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. - М.: Аспект Пресс, 2000. - с. 332. Пропаганда - это целенаправленное внушение в сознание людей какие-либо идей. В связи с тем, что разговор с обществом происходит не через логическое объяснение, данный прием можно назвать манипулятивным. История знает немало примеров применения такого метода. Государства использовали множество способов: дезинформирование, применяли технологии спин-доктора, а также «белого шума». Последний способ позволяет с помощью посторонней информации занять все информационное поле. В этом случае важные факты остаются незамеченными.

В случае, когда необходимо отойти от пропагандистских методов, субъект может перейти к маркетинговой стратегии. В своей книге Морозова Е.Г. писала об изменении в XX веке политического курса и применении политического маркетинга, который по ее словам демонстрирует «устойчивую тенденцию к экспансии своих подходов, мышления, технологий в сферу государственного управления». Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. - М.: РОССПЭН, 1998. - с. 132. Для решения задач политического маркетинга используются связи с общественностью и политическая реклама.

Таким образом, среди ключевых моментов в описании государственного ПР можно перечислить косвенное воздействие, с помощью которого общественное мнение меняется постепенно, а интересы людей доверяют управленцам и ждут правильных решений.