5.1 Информационные технологии
Развитие информационных технологий обусловило объективную необходимость их регламентации. Требуется привести к единообразию технологию: процессы, средства, методы, продукты производства и т.д. Кроме того, как и любая деятельность, сфера библиотечных и информационных технологий должна располагать собственной четкой и непротиворечивой терминосистемой.
Первые отечественные стандарты в области библиотечно-информационных технологий были разработаны и утверждены Госстандартом в 1969-1977 гг. Их разработкой были заняты крупнейшие библиотеки и органы научно-технической информации.
На первых этапах стандартизации сферы библиотечных и информационных технологий принятым регламентам уделялось достаточное внимание со стороны разработчиков: их пересматривали, вносили изменения и приводили в соответствие с международными стандартами.
В течение 1967-1978 гг. указанные стандарты были пересмотрены с учетом требований международной и отечественной практики стандартизации и опыта работы библиотек и информационных учреждений. Антошкова, О.Я. 20 лет системе стандартов в области информации, библиотечного и издательского дела (СИБИД) [Текст] / О.А. Антошкова, Ф.Е. Гришина // НТИ. Сер.1. - 1999. - №4. - С. 1-3
В настоящее время сроки пересмотра действующих стандартов (раз в пять лет) не соблюдаются разработчиками. Многие библиотечно-информационные процессы опережают развитие стандартизации, и регламенты не в силе их регулировать (ГОСТ 26525-85 Системы обработки данных. Показатели использования; ГОСТ 22771-77 Автоматизированное проектирование. Требования к информационному обеспечению; ГОСТ 7.52-85 СИБИД. Коммуникативный формат для обмена библиографическими данными и на магнитной ленте. Поисковый образ документа и др.). В результате многие стандарты утратили свой статус обязательных и выполняют рекомендательную функцию.
За основу классификации взята структура, предложенная И.С. Пилко. Пилко, И.С. Библиотечная технология: Общий курс [Текст] / И.С. Пилко. - Кемерово: КемГАКИ, 2000. - 178с.
Автор выделяет такие компоненты технологии, как: процесс, методы, ресурсы, средства, информационные продукты и услуги, качество и др.
Рисунок 1 - Количественное распределение стандартов по признаку объект регламентации
- Введение
- 1. Понятие международной стандартизации
- 2. Международная организация по стандартизации (ИСО):
- 4.Международные стандарты на метаданные
- 4.1. Характеристика метаданных
- 4.2. Дублинское ядро
- 5.1 Информационные технологии
- 5.2. Информационные процессы
- 5.3. Информационные продукты и услуги
- 5.4. Обеспечивающие средства
- 5.5. Качество информационных продуктов и услуг
- 5.6. Автоматизированные системы управления
- 5.7. Классификация стандартов по видам
- 2 Международные стандарты в области управления документацией
- 2.1. Основные термины и определения в области стандартизации и управления качеством
- Международные организации по стандартизации
- Деятельность Международной организации по стандартизации
- Т.5. Основы стандартизации документации и управления документами
- Тема 1. Основы курса «Международная стандартизация управления документацией»
- Тема 2. Основные проблемы организации стандартизации управления документацией
- 1.3. Стандартизация управления документацией
- Раздел у1. Стандартизация управления документацией (6 вопрос билета)