ПРЕДИСЛОВИЕ
Конец ХХ и начало XXI века характеризовались глобальными изменениями в рыночных отношениях, прорывами в экономической науке, революционными изменениями в технике.
Происходит ускоренный процесс глобализации финансов, экономики, технологии и общества, появляется исходящая из этого угроза социально-экономическому, научному, культурному и образовательному уровню человечества. Новый рынок, небывалая конкуренция потребовали новых подходов к обеспечению качества продукции.
Привычное понятие качества трансформировалось и стало основой новой философии качества, переход к которой, как считают, сопоставим с переходом от ньютоновской механики к теории Эйнштейна.
В рыночной системе управления хозяйством обеспечение высокого качества становится объективным условием существования, важнейшим фактором повышения уровня жизни, гарантией социальной, экономической и экологической безопасности.
Качество стало интегрирующим понятием, затрагивающим интересы всех участников общественного производства.
Для производителей качество - решающий фактор обеспечения конкурентоспособности и «выживания» в целом.
Для потребителей повышение качества - это наиболее действенная мера по удовлетворению потребностей и защиты их прав.
Для органов власти обеспечение качества жизни граждан - одна из приоритетных государственных задач.
Определение качества стало применяться к предприятию в целом, к его способности удовлетворять потребности и ожидания заказчика, обеспечить минимальный риск при заключении контракта. Можно сказать, что к началу XXI века окончательно определилось новое глобальное направление в менеджменте - «качество жизни».
С общим менеджментом тесно связан менеджмент качества. В то время как общий менеджмент распался на ряд самостоятельных независимых дисциплин (инвестиционный менеджмент, менеджмент персонала, финансовый менеджмент, маркетинг и т.д.), представление о менеджменте качества все расширялось и включало в свою область все новые и новые элементы производственной системы.
Важным элементом взаимопроникновения общего менеджмента и менеджмента качества стал переход понятия качества в экономическую категорию. Деятельность по повышению качества, традиционно начинавшаяся на завершающих стадиях технологического процесса в виде контрольных операций, в соответствии с современным подходом осуществляется на каждой технологической стадии. Она стала неотъемлемой частью производственного процесса и является работой по повышению качества изготовляемой продукции и снижению ее себестоимости. От решения проблем технического характера деятельность в области обеспечения качества продукции перешла в область экономическую.
Менеджмент качества становится в настоящее время ведущим менеджментом любой компании. Компании, не взявшие за основу своей деятельности методы менеджмента качества и экологического менеджмента, не могут рассчитывать на успех в бизнесе и какое-либо общественное признание.
Этим объясняется тесная связь менеджмента качества со многими дисциплинами, такими как: системы менеджмента качества; сертификация и аудит систем качества; теория стандартизации; международная стандартизация; инвестиционный менеджмент; менеджмент персонала; финансовый менеджмент; экологический менеджмент; корпоративный менеджмент; проектный менеджмент; исследования и инновационная деятельность; производственный менеджмент; методология и методы стандартизации; метрологическое обеспечение качества; контроль качества и испытания продукции; правовые вопросы обеспечения качества продукции.
Большое значение для регулирования механизмов рыночной экономики приобретает стандартизация, которая имеет непосредственное отношение к совершенствованию управления производством, повышению качества товаров и услуг. В учебнике рассмотрены основные стандарты менеджмента качества, их взаимосвязь и влияние на методы управления предприятием.
Не менее важную роль играет в современных условиях и сертификация продукции. В условиях возникновения рыночных отношений в Украине сертификация становится практически единственным средством защиты потребителя от недобросовестности производителей. Она способствует предотвращению появления на рынке экологически небезопасной и недоброкачественной продукции
Однако в последнее время для потребителя становится недостаточным только получение сертификата соответствия на отдельное изделие. Постоянным партнерам в целях большей уверенности важно знать, что у производителя весь технологический процесс поддерживается на высоком уровне, и создаются предпосылки до минимума уменьшить вероятность появления дефектов. Иначе говоря, потребитель хочет быть уверен в надежной и эффективной системе управления качеством продукции. Вследствие этого и появилась потребность в разработке и сертификации систем менеджмента качества.
В настоящее время системы менеджмента качества получают все большее распространение. Они находят применение в самых разных отраслях промышленности и в сфере услуг, становясь основой для достижения высокого стандарта качества продукции.
Предлагаемый учебник предназначен для студентов, магистров, аспирантов, преподавателей, научных сотрудников, а также может быть интересен широкому кругу специалистов и других категорий работников, изучающих теорию и практику менеджмента качества, стандартизации и сертификации.
В учебнике обобщены результаты научных исследований в области менеджмента качества, стандартизации и сертификации, проанализирован современный практический зарубежный и отечественный опыт. Подробно рассмотрены вопросы в следующих направлениях, в том числе:
эволюция качества и систем управления качеством;
отечественный и зарубежный опыт менеджмента качества;
международной стандартизации систем качества
современная концепция менеджмента качества;
создание и сертификация систем менеджмента качества
оценка затрат на обеспечение качества и эффективность систем менеджмента качества;
применения прогрессивных управленческих технологий менеджмента для повышения качества.
Содержание учебника полностью соответствует утвержденной программе по дисциплине «Менеджмент качества» и основывается на требованиях, предъявляемых в настоящее время к специалистам в области управления качеством, стандартизации и сертификации.
Для удобства читателей в приложении приведены Указы Президента и постановления Правительства, методические разработки, рекомендации и другие справочные материалы в данной области.
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- ГЛАВА 1. КАЧЕСТВО КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
- 1.2 Показатели качества и их классификация
- 1.3 Основные факторы, влияющие на качество продукции
- Вопросы для контроля и усвоения прочитанного материала
- Вопросы для контроля и усвоения прочитанного материала
- Вопросы для контроля и усвоения прочитанного материала
- Вопросы для контроля и усвоения прочитанного материала
- Вопросы для контроля и усвоения прочитанного материала
- Вопросы для контроля и усвоения прочитанного материала
- Вопросы для контроля и усвоения прочитанного материала
- Вопросы для контроля и усвоения прочитанного материала
- Вопросы для контроля и усвоения прочитанного материала
- Вопросы для контроля и усвоения прочитанного материала
- Тесты
- Тесты
- Тесты
- Тесты
- Тесты
- Тесты
- Тесты
- Тесты
- Тесты
- Тесты
- Тесты
- Термины и понятия
- Термины и понятия
- Термины и понятия
- Термины и понятия
- Термины и понятия
- Термины и понятия
- Термины и понятия
- Термины и понятия
- Термины и понятия
- Термины и понятия
- Термины и понятия
- Литература к главе 2
- Литература к главе 3
- Литература к главе 4
- Литература к главе 5
- Литература к главе 6
- Литература к главе 7
- Литература к главе 8
- Литература к главе 9
- Литература к главе 10
- Литература к главе 11
- Литература к главе 12
- Литература к главе 1
- Система менеджмента качества
- 4.1 Разработка элементов системы менеджмента качества
- (Концепция интегрированной системы менеджмента: от менеджмента качества к качеству менеджмента)
- Вопрос 5. Содержание понятий "управление качеством", "менеджмент качества" и "Система менеджмента качества". Роль менеджмента качества в общем менеджменте компании.
- Понятие системы менеджмента качества.
- Система менеджмента качества в образовании
- 9. Система менеджмента качества
- 20.2.2. Основные элементы системы менеджмента качества