logo
Анализ и совершенствования организационной структуры на примере ООО "Моветех"

2. SWOT-анализ организации

Внутренняя среда. Прежде всего, следует отметить, что предприятие имеет большой и разнообразный парк автомобилей разных марок и видов. В таблице 1 представлена структура подвижного состава предприятия. Парк имеет в своем составе на 1.01.2010 года 140 единиц подвижного состава и состоит из:

- самосвалов;

- бортовых автомобилей с полуприцепами различной грузоподъемности;

- бортовых машин с гидроманипуляторным оборудованием;

- тягачей;

- цистерн.

Средняя грузоподъемность автопарка за 2009 года составила 15,6 тонн, общая грузоподъемность - 2201,1 тонн.

Таблица 1

Структура подвижного состава ООО «Моветех» на 1.01.2010 года

Марка автомобиля

Количество, ед.

% к итогу

1. Бортовые автомобили КамАЗ

13

10,2

2. Тягачи

Шкода

КамАЗ

МАЗ

Мерседес-Бенц

ЗИЛ

4

12

11

2

7

2,9

8,8

8,0

1,5

5,1

Всего тягачей

36

26,3

3. Самосвалы

КамАЗ-5511

КрАЗ

ЗИЛ-4502

57

1

9

43,1

0,7

5,8

Всего самосвалов

67

49,6

4. Цистерны

ЗИЛ

МАЗ

КамАЗ

7

10

7

4,4

5,1

4,4

Всего цистерн

24

13,9

Итого

140

100

Для штучных грузов используются бортовые автомобили марки КамАЗ различных модификаций общей грузоподъемностью 322,4 автотонны и автомобили марки Шкода, ЗИЛ и МАЗ общей грузоподъемностью 142,4 автотонны.

Перевозка сыпучих грузов осуществляется на самосвалах марок КамАЗ-5511 и ЗИЛ-4502 общей грузоподъемностью 600 автотонн. В составе парка предприятия имеется 27 прицепов. Их использование позволяет повысить коэффициент использования грузоподъемности автомобиля, а следовательно, снизить себестоимость перевозок.

Перевозка наливных грузов: дизельного топлива, бензина и смазочных материалов, - выполняется в автомобилях-цистернах марок ЗИЛ, МАЗ и КамАЗ различных модификаций общей грузоподъемностью 140 тонн.

Предприятие осуществляет междугородние перевозки и международные перевозки по маршрутам: Финляндия, Швеция, Польша, Чехия, Венгрия и др. Для этих целей были приобретены автомобили марок: Мерседес-Бенц, и МАЗы-5432 и 64221. Эти автомобили отличаются большой грузоподъемностью (более 20 тонн), а также отвечают всем необходимым требования для обеспечения качества перевозок и транспортных услуг.

Инфраструктура предприятия позволяет обеспечивать своевременное и качественное обслуживание автомобильной техники. На предприятии круглосуточно работает: - ремонтная зона на 50 мест; - оперативная служба, состоящая из диспетчеров, охраны, автомобилей технической помощи. Территория в 5,5 га позволяет разместить транспорт в количестве 300-350 единиц.

Ниже приведены основные показатели, которые характеризуют работу предприятия за 2009 год.

Таблица 2

Технико-эксплуатационные показатели предприятия в 2009 году

Показатели

Значение показателя

Среднесписочное кол. а/м

140 ед.

Общая грузоподъемность

2201,1 тонн

Средняя продолжительность м/д

10.81 час.

Коэффициент выхода парка

0,252

Коэффициент использования пробега

0,659

Средне-техническая скорость

34,45 км/час.

Коэффициент использования грузоподъемности

0,797

Среднее расстояние перевозки

318,6 км

Объем перевозок

67,4 т.тн.

Представим обобщенную характеристику финансовой деятельности предприятия (таблица 3).

Таблица 3 Динамика основных показателей деятельности предприятия за 2008-2009 годы

Показатели

2008 год

2009 год

Абсолютное изменение, (+;-)

Темп роста, %

1. Выручка от реализации

39684007

42133502

+2449495

106,2

Общие затраты (себестоимость + налоги)

32937725

34856012

+1918287

105,8

3. Чистая прибыль предприятия

6746282

7277490

+531208

107,9

4. Рентабельность, %

20,4

20,9

+0,5

102,5

Как видно из таблицы 3, предприятие улучшило показатели своей деятельности в отчетном году по сравнению с базисным. Выручка от оказания услуг возросла на 6% и составила в 2009 году 42133,5 тыс. руб., вместе с тем как затраты и налоги в сумме изменились на 5,8%. Прибыль от оказания услуг увеличилась почти на 9%, что отметим, как положительный аспект деятельности ООО «Моветех» за период. Чистая рентабельность выросла на 2,5%, что является очень позитивным показателем работы предприятия.

Трудовые ресурсы. Анализируя кадровый состав предприятия на предмет уровня образования, можно сделать вывод, что большинство работающих имеют высшее образование (68%); небольшой процент работников имеют общее среднее образование (10%): это работники - вспомогательный персонал (подсобные и др. рабочие). Остальная часть (22%) - работники со средне-специальным образованием, что способствует решению сложных задач в области управления и развития предприятия. Средний возраст почти половины всех работающих на предприятии составляет от 30 до 40 лет, что можно отметить как положительный момент кадровой политики предприятия. На предприятии сложился стабильный коллектив, практически отсутствует текучесть кадров, что говорит об умелой организации процесса управления.

Анализ рынка и отрасли предприятия. На современном этапе развития мировой экономики автомобильный транспорт для большинства развитых стран является основным видом внутреннего транспорта и ключевым элементом транспортной системы, который играет главную роль в обеспечении экономического роста и социального развития. Автомобильный транспорт по сравнению с другими видами транспорта имеет ряд преимуществ при перевозках грузов. К ним относятся:

- доставка грузов «от двери до двери»;

- сохранность грузов;

- сокращение потребности в дорогостоящей и громоздкой упаковке;

- экономия упаковочного материала;

- более высокая скорость доставки грузов автомобилями;

- возможность участия в смешанных перевозках;

- перевозки небольших партий груза, позволяющее предприятию ускорить отправку продукции и сократить сроки хранения груза на складах.

Ввиду перечисленных преимуществ, автомобильный транспорт широко используется во всех областях экономики, применяется во всех областях народного хозяйства.

В настоящее время экономические реформы на транспорте достигли поставленной цели - в результате приватизации и реструктуризации транспортных предприятий сформирован новый экономический механизм управления транспортной отраслью - рынок транспортных услуг, в основе которого лежат новые процессы: конкуренция, свободное ценообразование, самостоятельность производителя транспортных услуг, интеграция, диверсификация, кооперация производства. С развитием рынка формируется принципиально иная основа соотношения регулируемой и свободной экономик в хозяйстве страны, возможности и роль конкуренции увеличиваются. Рост числа участников рынка неизбежно ведет к возникновению конкурентной среды и усилению конкуренции, которые становятся мощным рычагом достижения при производстве транспортных услуг мировых стандартов эффективности и качества. При этом знание конкурентной среды, в которой работает АТП, сильных и слабых сторон приоритетных конкурентов, умелое противодействие их стратегиям позволяют легальными методами подавлять или ослаблять деятельность конкурентов и создают хорошие предпосылки для эффективной работы АТП в конкурентной рыночной среде Суринова П.К. Хочешь конкурировать - надо стимулировать. // Автоперевозчик. 2005. №11. С.40. .

Как отмечают исследователи к важнейшим положительным тенденциям работы автотранспортной отрасли за последние два-три года можно отнести:

1. Рост объемов грузовых автомобильных перевозок, как в целом, так и по всем основным секторам автомобильной деятельности.

2. Впервые за годы кризиса от грузовых перевозок, выполняемых автопредприятиями, в целом по России получена прибыль.

3. Возрос объем услуг по перевозке грузов по всем субъектам автотранспортного рынка.

4. Предприятия-грузовладельцы рассчитывают на собственный автопарк и отдают ему предпочтение перед наемными перевозчиками. Во многом это объясняется отсутствием у специализированных автопредприятий и даже предпринимателей автотранспортного бизнеса подвижного состава, отвечающего коммерческому спросу, а также неразвитостью транспортной экспедиции и логистических систем.

5. В ходе реформирования транспортного комплекса быстрыми темпами развивается сектор индивидуального автотранспортного предпринимательства, удельный вес которого в общем количестве лицензиатов рынка автотранспортных услуг достиг порядка 50%.

6. В сфере коммерческих перевозок, выполняемых отраслевыми предприятиями и предпринимателями, преобладающая часть приходится на крупные и средние автопредприятия, однако доля малого предпринимательства в грузообороте заметно возрастает.

7. Предприятия автомобильного транспорта все более успешно конкурируют в секторе дальних перевозок с железной дорогой.

8. На внутреннем рынке грузовых автомобильных перевозок конкуренция особенно интенсивна в секторе междугородных перевозок. Практически все владельцы грузового автотранспорта стремятся, в первую очередь восстановить или приобрести подвижной состав, пригодный для междугородных перевозок, и, фактически, действуют в этом секторе.

9. И, наконец, конкуренция заставляет многих перевозчиков, несмотря на инфляцию, сдерживать рост тарифов на перевозки или повышать их лишь вынужденно - вслед за возрастанием прямых затрат, связанных с повышением цен на топливо и другие эксплуатационные материалы Российский автотранспорт: цифры и факты. // Автоперевозчик. 2007. №3. С.26-27..

Однако, можно выделить также совокупность проблем, с которыми сталкиваются транспортные предприятия в настоящее время. Это постоянная нехватка оборотных средств; отсутствие информации о динамике потребностей на рынках (фактических и потенциальных) сбыта; отсутствие разработанной маркетинговой стратегии; несоответствие цен на транспортную продукцию и реальных издержек производства; неэффективность функционирования организационной структуры; а также отсутствие системы, позволяющей укреплять взаимосвязь между транспортным предприятием и его клиентурой - потребителем услуг. От силы и напряжения в этой взаимосвязи зависит конкурентоспособность любого транспортного предприятия. Выделенные проблемы не позволяют предприятиям транспорта общего пользования вывести их производственно-хозяйственную деятельность на конкурентоспособный уровень. Эти же проблемы являются тормозом при формировании конкурентных преимуществ предприятия Фурсов В.А., Роин О.А. Система оценки конкурентоспособности транспортных услуг. // science.ncstu.ru/articles/econom/2006_04/37.pdf /file_download.

Партнеры предприятия. Можно отметить, что коллегам-перевозчикам предлагается сотрудничество по обеспечению загрузки их свободного подвижного состава и предоставление, при необходимости, свободных автомобилей предприятия. Информационное обеспечение деятельности позволяет обеспечить транспорту обратную загрузку, выбор оптимального маршрута движения с учетом графика заказов и наиболее выгодные условия сотрудничества.

Удобное расположение автохозяйства ООО «Моветех» позволяет предложить партнерам услуги автостоянки, ремонта и обслуживания любых отечественных и импортных автомобилей. Магазин автозапчатей позволит оперативно заменить вышедший из строя агрегат или фильтр.

В случае отсутствия необходимого автомобиля ООО «Моветех» в данный момент может предложить имеющиеся в наличии свободные транспортные средства партнеров предприятия. Налаженные отношения с нашими коллегами-перевозчиками позволяют в короткий срок подобрать для клиентов любой другой тип подвижного состава, в том числе специализированного.

Автотранспортные предприятия-партнеры расположены на территории России, а также на территории Беларуси, Украины, Молдовы, Азербайджана, Грузии и Узбекистана.

На территории России предприятия функционируют в городах Москве, Санкт-Петербурге, Брянске, Ростове, Минеральных Водах, Смоленске и Калининграде.

ООО «Моветех» обеспечивает кредитную форму расчетов за сервисные услуги технического характера и заправку топливом на территории западноевропейских стран. В системе ООО «Моветех» работает компания «АвтоСервис», обеспечивающая заправку автомобилей топливом на территории России и в странах СНГ по кредитным картам.

Проанализируем конкурентов ООО «Моветех». Фирма может не обращать внимания на конкурентов. Знание конкурентов, их методов работы на рынке может помочь повысить конкурентоспособность предприятия и ее услуг даже при небольших изменениях в работе.

Конкуренция присутствует почти во всех сферах деятельности, и это самый очевидный фактор внешней среды. Важность наблюдения за деятельностью конкурентов определяется тем, что это в некотором смысле зеркальное отображение собственной деятельности предприятия.

Главной проблемой для ООО «Моветех» является то обстоятельство, что сложно выявить всех конкурентов, а также сложно наблюдать за всеми, так как их очень много. Но, применяя идею М. Портера, можно разделить с некоторой долей условности всех конкурентов анализируемого предприятия на стратегические группы. Стратегическая группа конкурентов - это «множество соперничающих фирм в определенной отрасли, имеющих общие черты. Такими чертами могут быть схожие стратегии конкуренции, одинаковые позиции на рынке, схожие товары или услуги, каналы сбыта, сервис и другие элементы маркетинга» Маркетинг: Учеб. пособие. / Под ред. А.М. Немчина, Д.В. Минаева. - СПб: Бизнес-пресса, 2004. С.267..

На рынке транспортных услуг Санкт-Петербурга можно выделить следующие стратегические группы конкурентов:

1) крупные транспортные компании («Совтрансавто», «ТРАНСЭК», «Карго-Экспресс», «Нева-Сервис», «РУСАВТО» и многие другие);

2) средние («Альва-Транс», «ЛадогаМАЗсервис», «Невско-Балтийская компания», «Норд», «Петросервис», «Транс-Нева», «ЮНИТРАНС-П.Р.А.» и др.);

3) мелкие («Фалкон», «Уни-экспресс», «Стралог», «Стройавтосервис», «Марксервис», «ПЕГАСАВТО», «БалтСтар» и другие)

Выделяя конкурирующие фирмы в отдельные стратегические группы, можно тем самым несколько облегчить задачу анализа конкурентов нашего предприятия. Разделение по группам проводится очень условно на основании схожих стратегий конкуренции и маркетинговых стратегий. Заметим, что фирмы одной стратегической группы являются более очевидными конкурентами, чем фирмы разных групп.

ООО «Моветех» относится к средним автотранспортным компаниям.

На рис. 1 изображена позиционная карта стратегических групп конкурентов, на основании которой видно, что весомыми характеристиками выбраны: объемы перевозок, осуществляемые фирмой и тарифы на них.

Объемы грузоперевозок

цена

Рис. 1. Позиционная карта стратегических групп конкурентов на рынке транспортных услуг г. Санкт-Петербурга (1 - «Совтрансавто», 2 - средние предприятия, 3 - мелкие предприятия.)

Из рис. 1 видно, что для анализа выбрано одно из известных крупных предприятий автотранспорта - «Совтрансавто», его место на рисунке означает большие объемы перевозок и средние тарифы на грузоперевозки по сравнению с мелкими и средними предприятиями.

Так как в каждой стратегической группе достаточное количество конкурентов, невозможно охватить анализом всех. В данной работе выбраны два основных конкурента ООО «Моветех» для сравнения. В таблице 4 представлена карточка учета предприятий-конкурентов. Оценка деятельности каждого конкурента осуществляется посредством определения баллов от 1 до 3 экспертным путем по определенному перечню показателей. По итогам сравнительного анализа был составлен «Профиль деятельности предприятий-конкурентов и «Моветех» (таблица 5).

Таблица 4 Карточка учета предприятий-конкурентов

Показатели

«Петросервис»

«Альва-Транс»

1. Основные виды деятельности

- ведет куплю-продажу грузовых автомобилей, автоприцепов, гаражного оборудования, авторезины, аккумуляторов, запасных частей и сопутствующих товаров;

- поддерживает связи с иностранными партнерами в сфере международных перевозок и торговли автомобилями и запасными частями;

-осуществляет грузовые перевозки (международные и междугородние);

- техническое обслуживание автомобилей

- организация и выполнение междугородних и международных автомобильных перевозок грузов;

- принимает к исполнению крупные и мелкие заказы на перевозки грузов и обеспечивает качественное их выполнение;

- оказывает услуги строительным организациям по перевозке.

2. Парк подвижного состава

240 единиц (БелАЗы, МАЗы, КамАЗы, УРАЛы, КрАЗы, ЗИЛы различных моделей, автобусы, «Газели», легковые автомоб.)

137 единиц (Самосвалы, тягачи, КамАЗы, ЕВРОТЕКС и другие)

3. Степень износа автомобилей

36%

41%

4. Грузооборот, т/км (в среднем)

42510080

21135600

5. Рыночная доля (сегмент СПб)

0,5%

0,19%

6. Страхование

Ответственности перевозчика и экспедитора

Содействие в страховании груза

7. Рентабельность предприятия

21,3%

15,6%

8. Количество постоянных договоров

56% от общего количества договоров

42%

9. Уровень и динамика цен и тарифов

На уровне рынка

На уровне рынка (но немного выше средней)

10. Условия оплаты

Безналичный расчет, предоплата, вексельная

Безналичный и наличный расчет

11. Рекламные средства

ТV, СМИ, рекламные щиты

Выставки, СМИ

12. Стимулирование персонала

Премии, дополнительные отпуска

премии

13. Стимулирование рынка клиентов транспортных услуг

Количественные скидки

Скидки

Таблица 5

Профиль деятельности предприятий-конкурентов и «Моветех»

Показатели

«Петросервис»

«Альва-Транс»

«Моветех»

Баллы 1-3

Баллы 1-3

Баллы 1-3

1.Степень достижения целей

2

3

3

2.Уровень риска (Z-фактор)

3

2

3

3.Степень целесообразности организационной структуры

3

1

2

4.Уровень коммуникационных связей в предприятии

2

2

3

5.Стиль руководства

3

2

2

6.Уровень прибыли

3

2

2

7. Доля рынка

3

1

2

8.Система контроля качества транспортных услуг

2

2

2

9.Широта ассортимента предлагаемых услуг

3

1

3

10.Гибкость ценовой политики

2

3

3

11.Целесообразность ценовой политики

2

1

2

12.Система организации и выполнения оказываемых услуг

3

1

3

13.Уровень сервиса

1

2

3

14.Система стимулирования клиентов транспортных услуг

3

2

2

15.Степень маркетинговой активности

3

1

2

16.Обновление подвижного состава предприятия

2

2

1

17.Состояние материально-технической базы

2

1

2

18.Квалификационный состав кадров

1

3

2

19.Оценка движения кадров

1

1

2

20.Степень мотивированности кадров

2

2

2

21.Финансовые возможности предприятия

2

1

1

22.Организационная культура

3

3

2

23.Рейтинговая оценка

50

39

49

Таким образом, после проведения анализа конкурентов предприятия можно сделать следующее заключение. При выделении двух основных конкурентов, схожих применяемыми стратегиями и ассортиментом оказываемых транспортных услуг, было выявлено, что активным конкурентом является ООО «Петросервис», так как его рейтинговая оценка оказалась выше и анализируемого предприятия и другого конкурента. Понятно, что проведенный анализ очень условный, так как использовался экспертный метод, но тем не менее можно выделить конкурентные преимущества и свои и чужие и вовремя принять необходимые решения.

Среди слабых позиций «Моветех» по сравнению с ООО «Петросервис» можно выделить следующие: уровень прибыли, доля рынка, система стимулирования клиентов транспортных услуг, степень маркетинговой активности, финансовые возможности предприятия, уровень обновления подвижного состава, организационная культура.

Среди «плюсов» по сравнению с активным конкурентом отметим следующие: гибкость ценовой политики, уровень сервиса, квалификационный состав предприятия, низкая текучесть кадров.

Анализ представленных данных показывает, что на данном этапе своего развития «Моветех» не может агрессивно конкурировать с крупными фирмами, поэтому оптимальной конкурентной стратегией является стратегия «следования за лидером» или «мирное сосуществование». Эта стратегия подразумевает осознанный раздел рынка, в пользу крупного конкурента. Однако это не означает, что фирма не будет стремиться к занятию прочных позиций на рынке. Оказание транспортных услуг поставлено таким образом, что «Моветех» может себе позволить установить цены ниже конкурентных, но не намного, или предоставлять скидки постоянным клиентам. ООО «Моветех»» в настоящее время ориентируется на действия конкурентов, не вступая с ними в конфликт. Иначе более сильные конкуренты могут просто вытеснить фирму «Моветех» с рынка транспортных услуг.

Таким образом, представим SWOT-анализ для ООО «Моветех» (таблица 6). Данный анализ среды направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, и сильных и слабых сторон, которыми обладает организация, для выработки эффективной стратегии ее взаимодействия с внешним окружением.

Угрозы: На рынке транспортных услуг основные угрозы и риски можно охарактеризовать следующими факторами.

1) Падение потребительского спроса порождает острую конкуренцию за долю на рынке. Фирмы, желающие поддерживать существующие темпы роста, начинают искать новые способы переманивания клиентов у своих конкурентов. Приобретает большое распространение ценовая конкуренция, рост рекламы и другие методы борьбы.

2) Значительное удорожание и/или дефицит сырья, материалов и комплектующих для автотранспорта.

Возможности:

1) Возможность расширения сбыта за счет увеличения объемов грузоперевозок на региональных и международных рынках.

2) Возможность привлечения новых клиентов за счет увеличения собственной рекламной политики.

3) Рост доходов населения способствует увеличению спроса на транспортные услуги за счет привлечение на рынок новых потребителей.

Слабые стороны. Отметим особенности текущего состояния ООО «Моветех», оказывающие негативное влияние:

1) У предприятия возникают финансовые затруднения в связи с неплатежеспособностью клиентов, предприятие склонно работать с традиционной клиентурой независимо от ее нынешней платежеспособности, не намереваясь уходить с непрерывных сфер деятельности.

2) Не имеет хорошо поставленной коммерческой службы, а маркетинг и планирование не охвачены организационной структурой предприятия.

4) У фирмы налицо недостаток рекламной деятельности.

5) Снижается общее количество клиентов предприятия и, в тоже время, практически не ведется поиск новых клиентов.

6) Неэффективное использование производственных площадей.

Сильные стороны. Положительными факторами текущего состояния нашего предприятия являются:

1) ООО «Моветех» обладает большим и дифференцированным парком автомобилей разных марок и видов (самосвалы, бортовые автомобили, цистерны и тягачи). Это дает возможность использовать автомобили в комплексе, например, грузовых и специальных автомашин для погрузки, строительных, ремонтных работ и т.д.

2) Наличие разного тоннажа грузовых машин и прицепов позволяет расширить выбор клиенту и предоставить машину по его усмотрению.

3) Периодическое обновление парка автомобилей (приобретены новые автомобили для осуществления международных перевозок: Мерседес-Бенц, МАЗ-5432 и МАЗ-64221, грузоподъемностью свыше 20 тонн). Кроме того, предприятие производит обновление устаревших автомобилей на более современные, заключая договора на поставку автотранспорта по лизингу.

4) Сотрудничество с коллегами-перевозчиками по обеспечению загрузки их свободного подвижного состава и предоставление, при необходимости, свободных автомобилей предприятия. В случае отсутствия необходимого автомобиля ООО «Моветех» в данный момент может предложить имеющиеся в наличии свободные транспортные средства партнеров предприятия. Налаженные отношения с коллегами-перевозчиками позволяют также в короткий срок подобрать для них любой другой тип подвижного состава, в том числе специализированного. Автотранспортные предприятия-партнеры расположены на территории России, а также на территории Беларуси, Украины, Молдовы, Азербайджана, Казахстана и Узбекистана. На территории России предприятия функционируют в городах Москве, Санкт-Петербурге, Брянске, Ростове, Минеральных Водах, Смоленске и Калининграде.

5) Конкурентоспособные и экономически обоснованные тарифы на предлагаемые виды грузоперевозок.

6) Информационное обеспечение деятельности позволяет обеспечить транспорту обратную загрузку, выбор оптимального маршрута движения с учетом графика заказов.

7) Удобное расположение автохозяйства ООО «Моветех» позволяет предложить партнерам услуги автостоянки, ремонта, инструментального контроля и обслуживания любых отечественных и импортных автомобилей.

8) ООО «Моветех» обеспечивает кредитную форму расчетов за сервисные услуги технического характера и заправку топливом на территории западноевропейских стран. В системе ООО «Моветех» работает компания «АвтоСервис», обеспечивающая заправку автомобилей топливом на территории России и в странах СНГ по кредитным картам.

Таблица 6 SWOT-анализ для ООО «Моветех»

Внешняя среда

Угрозы

Возможности

1. Падение массового спроса из-за финансового кризиса.

2. Усиление конкуренции на рынке.

3. Значительное удорожание и/или дефицит сырья, материалов и комплектующих для автотранспорта.

1. Рост благосостояния населения ведет к росту спроса на транспортные услуги.

2. Развитие новых ниш рынка, увеличение объемов грузоперевозок на региональных и международных рынках.

3. Возможность привлечения новых клиентов за счет увеличения собственной рекламной политики.

Внутренняя среда

Слабые стороны

Сильные стороны

1. Финансовые затруднения в связи с неплатежеспособностью клиентов.

2. Отсутствует коммерческая служба маркетинг не охвачен организационной структурой предприятия.

3. Недостаток рекламной деятельности.

4. Не ведется поиск новых клиентов.

5. Неэффективное использование производственных площадей.

1. Большой парк автомобилей разных марок и видов.

2. Наличие разного тоннажа грузовых машин.

3. Обновление парка автомобилей

4. Сотрудничество с коллегами-перевозчиками.

5. Обоснованные тарифы на предлагаемые виды грузоперевозок.

6. Хорошее информационное обеспечение деятельности

7. Удобное расположение автохозяйства

8. Широкий спектр сопутствующих услуг.

9. Кредитная форма расчетов

В целом, ООО «Моветех»» имеет очень большие возможности для автотранспортной деятельности, проявляет заинтересованность в повышении спроса на грузоперевозки, расширяет границы своей деятельности (расширяет свой автопарк, ассортимент предоставляемых услуг, а также географию перевозок). При этом в настоящее время рынок грузоперевозок, быстро насыщаясь фирмами-перевозчиками и испытывая интенсивное давление рекламы, окончательно приобрел черты высоко конкурентного. В этих постоянно ожесточающихся условиях хозяйствования крайне важными для успешного развития бизнеса становятся меры по оптимизации расходов, поиск новых форм решения вопросов жизнедеятельности предприятия, способных принести доход.

Следует отметить, что для грузовых перевозок в зависимости от специфики грузов и требований клиентуры показателями качества являются сохранность грузов в процессе транспортирования, регулярность поступления партий груза к получателям, максимальное сокращение времени доставки грузов, строгое соблюдение расписания отправления партий груза и гарантированное их прибытие к получателю в точно назначенные сроки, возможность перевозки крупногабаритных отправок без разборки их на части во избежание сборочных работ в пунктах получения. Именно к этим показателям и должно максимально стремиться наше предприятие.

В целом, можно отметить, что своевременный анализ факторов микро-и макросреды предприятия позволит фирме объективно и наиболее точно обеспечить выделение наиболее сильных и слабых сторон деятельности. При этом хорошее знание конкурентов позволяет не только вырабатывать меры конкурентной борьбы, но и вести определенную согласованную политику на рынке, поскольку прямая конкуренция всегда разорительна для фирм.

Итак, на основании SWOT-анализа, а также учитывая опыт работы в 2009 году, в 2010 году можно выделить следующие перспективные направления деятельности ООО «Моветех»:

- продолжить решение проблемы оптимизации количества и структуры транспортного парка;

- сохранить прежних клиентов;

- используя свои преимущества (разнообразие транспортного парка, возможность осуществления большого заказа, относительно низкие тарифы и т.п.) увеличить объем услуг на региональном и международном рынках;

- с целью повышения привлекательности компании для потребителей услуг совершенствовать систему договорных отношений и тарифную политику;

- снижать производственные затраты;

- осуществлять техническое перевооружение в соответствии с запросами рынка транспортных услуг;

- совершенствовать организацию перевозок;

- расширять рекламную политику предприятия.