logo
Методы системного анализа

2.Описание предметной области

Рассмотрим физическую систему, которая также будет относиться к организационной системе. Под организационными понимают системы, имеющие своей целью организацию деятельности коллективов людей для достижения определенных целей. Спектр организационных систем очень велик. Я рассмотрю экономическую систему - коммерческий банк «Эконо-банк».

Пользуясь медицинской терминологией, первый шаг в диагностировании сложной проблемы - установление симптомов. Общими симптомами болезни организации являются: низкие - прибыль, объем продаж, производительность труда, качество товаров и услуг; высокие - издержки, текучесть кадров, многочисленные конфликты. Выявление симптомов помогает определить проблему в общем виде. Нужно глубоко исследовать причины возникшей проблемы и не спешить устранять только ее симптомы.

Нельзя забывать, что все элементы и работы в организации взаимосвязаны и решение какой-либо проблемы в одной части организации может вызвать появление проблем в других. Своевременная и адекватная реакция организации на изменения внешней и внутренней среды организации, хода реализации ее стратегии - одно из основных условий устойчивого развития организации и достижения целей, стоящих перед ней. Анализ макроокружения организации предполагает изучение таких компонентов, как экономическая, правовое регулирование, политическая, социальная, технологическая.

При анализе внутренней среды основное внимание обращается на кадры, организационный срез, производство, маркетинг, финансы. Под внешней средой понимается множество элементов, которые не входят в систему, но изменения их состояния вызывает изменение поведения системы. Рассматривая деятельность коммерческого банка «Эконом-банк», была выявлена проблема по типичным симптомам функционирования коммерческой организации - снижение значения прибыли. Воспользуемся факторным анализом, который позволит из всего перечня факторов проблемной ситуации выделить управляемые переменные. Используем матрицу классификации проблемной ситуации

Управляемые факторы

Не управляемые факторы

Внешние факторы

Клиенты

Инвесторы

Инфляция

Процентная ставка

Нормы налогообложения

Валовой национальный продукт

Конкуренты

Законодательство

Политический климат

Уровень жизни населения

Внутренние факторы

Кадры

Культура организации

Маркетинг

Финансы

Организационный срез

Цель - это состояние объекта управления, к достижению которого стремится организация. Цели, которые ставит перед собой организация, охватывают, как правило, основные аспекты ее деятельности. Так, в их число могут входить цели, характеризующие желаемое состояние организации в области: - экономических показателей (доход, прибыль, рентабельность); - успешности маркетинга (объемы продаж, доля рынка, уровень конкуренции); - производства (ассортимент и объемы производимой продукции, развитие производственных мощностей и технологий, производительность, качество продукции); - финансов (структура капитала, активы, выпуск акций, выплаты дивидендов); - кадров (повышение профессионального уровня, сокращение текучести); - организационных структур (дивизиональная структура, открытие нового филиала, финансово-промышленная группа); - социальных условий (медицинское обслуживание, условия труда, условия отдыха).

В качестве главной цели при решении данной проблемы выступает цель - увеличить доход банка к 2012 году. В качестве критерия оценки достижения желаемого результата будем использовать коэффициент относительной важности. Эти коэффициенты необходимо определить для каждой подцели построенного дерева целей.