logo
Организация бизнес-планирования на предприятии

1.1 Понятие бизнес-плана. Роль бизнес - идеи в развитии бизнеса

Для эффективного ведения бизнеса в сфере производства и услуг необходимо разрабатывать и использовать методы делового планирования и инвестиционного анализа, отвечающие современным требованиям и важнейшим тенденциям в международном бизнесе.

Как показывает исторический опыт, отправная точка в предпринимательской карьере и планировании развития существующего или создании нового предприятия - это идея нового продукта или услуги, которые предприятие будет производить. Где взять идею, которая сыграет столь большую роль в судьбе предпринимателя? В природе идей бесконечное множество. К бизнес-идее можно прийти самостоятельно, перерабатывая информацию из разных источников, в ходе целенаправленного творческого поиска, но можно заимствовать уже готовую идею и дать ей новую жизнь, приобретая существующие предприятия, поглощая и создавая совместные предприятия или выкупая их. Независимо от того, каким образом идея получена, нужно очень тщательно ее взвесить и оценить, дабы убедиться, что она действительно может лечь в основу успешного предприятия.

Источники бизнес-идей. Самыми полезными источниками новых идей являются:

§ отзывы потребителей;

§ продукция, выпускаемая конкурентами;

§ мнения работников отделов маркетинга и сбыта, оптовой и розничной торговли;

§ публикации правительства;

§ результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

Роковое предположение

Испытывая радость от возникновения идеи, вы становитесь жертвой самого губительного заблуждения, в какое только можно впасть, начав заниматься бизнесом.

Вы делаете предположение, которое делают все специалисты в определенной области, начинающие заниматься бизнесом, и оно заранее прочерчивает маршрут этого предприятия от презентации до ликвидации, причем в тот самый момент, когда это предположение сделано.

Это роковое предположение таково: если вы понимаете техническую сторону работы некоего вида бизнеса, вы якобы разбираетесь и в нем самом. Роковым оно является потому, что совершенно ошибочно и служит основной причиной банкротств большей части предприятий.

Техническая сторона работы в бизнесе и сам бизнес - две совершенно разные вещи. Но предприниматель-специалист, который открывает свое дело, не всегда способен это заметить, Поскольку бизнес для него - всего лишь офис, в который можно ходить на работу. Инженер начинает заниматься производством полупроводников; редактор покупает типографию; музыкант открывает магазин музыкальных инструментов. Все они полагают, что, разбираясь в содержательной стороне своего бизнеса, оказываются сразу же и в высшей степени подготовленными для занятия бизнесом, в котором проводится эта работа. На самом деле вместо того, чтобы быть их единственным крупным достоинством, знание технической стороны дела становится величайшим их недостатком. Если бы специалист не знал, как должна выполняться техническая работа на его предприятии, ему пришлось бы этому научиться. Кроме того, он вынужден учиться еще и тому, как заставить работать свой бизнес, а не выполнять требуемую работу самому.

Настоящая трагедия заключается в том, что, когда специалист становится жертвой рокового предположения, бизнес, который, по идее, должен освободить хозяина от ограничений, связанных с работой, на самом деле закабаляет его. Внезапно в дополнение к работе, которая ему хорошо знакома, специалист получает десяток других занятий, которые ему совершенно не известны.

Все это происходит потому, что, хотя разработке проекта и способствовала хорошая бизнес-идея, на работу начинает ходить специалист. И тогда идея и мечта предпринимателя превращаются в кошмар специалиста.

Что покупают организации и люди

Оценивая бизнес-идею, предпринимателю следует помнить одну из самых важных вещей: люди покупают пользу, а не свойства.

Предприниматель часто испытывает искушение сосредоточить все внимание на технических характеристиках продаваемой продукции. Но организации и люди делают покупки исходя из того, чем данная продукция или продающее ее предприятие могут быть полезны для них.

Каждый приобретаемый продукт имеет три элемента. Ядро основного продукта (его сердцевину) составляют те достоинства, которые видит в нем покупатель. Они и лежат в основе принятия им решения о покупке. Чарльз Ревлон, основатель фирмы «Ревлон», объяснял это следующим образом: «На фабрике мы производим косметику, в магазинах мы продаем надежду».

Основной продукт. Умелый предприниматель понимает, что должно входить в число достоинств продукта, и старается перечислить их, потому что именно они составляют основу решения о приобретении. Например, сообщение: «Вентиляторы наших теплообменников имеют стекловолоконные лопатки, и при этом используется зубчатая передача» - содержит некоторые интересные факты, но в нем не перечислены никакие достоинства. В сообщении же «благодаря тому, что в наших вентиляторах для теплообменников мы используем определенные детали, они служат дольше и более эффективны в эксплуатации, чем у конкурирующих моделей» - подчеркивается достоинство, которое ложится в основу принятия решения о покупке.

Формальный продукт - это и есть само изделие, предназначенное для продажи. Его характеризуют марка, тип и параметры. Представляя его, предприниматель должен обсудить с потенциальным покупателем свойства этого изделия, которые должны быть увязаны с его достоинствами. Если этого не сделать, то все превратится в скучное перечисление фактов и цифр, которые не помогут убедить клиента, что ваше изделие имеет лучшие характеристики, чем другое. Организуйте визуальную поддержку (покажите фотографию, рисунок изделия), которая позволит продемонстрировать характеристики и преимущества данного изделия по сравнению с другими изделиями и объяснить, какую пользу получит покупатель.

Дополнительный продукт - это все, что вы можете предложить покупателю, чтобы он использовал данное изделие наиболее эффективно. Речь идет о гарантии качества, ремонте, пакете услуг и кредите. На первый взгляд это может показаться не столь важным, но зачастую именно эти факторы составляют единственное различие между конкурирующими изделиями. Например, стиральные машины «Whirlpool» и «Кеnmоге». Принимая во внимание то, что обычно покупатели предпочитают те марки изделий, которые производятся государственными, а не частными компаниями, можно ожидать, что будет выбрана марка «Whirlpool». Однако часто покупатели приобретают машины «Kenmore», потому что при этом предоставляются дополнительные услуги - продажа в кредит и доставка. Производителям товаров необходимо понять роль дополнительного продукта в процессе принятия покупателем решения о покупке и сообщать обо всех дополнительных элементах, относящихся к продаваемым ими изделиям.

Три рассмотренных элемента в совокупности и составляют то, что мы называем продуктом. Каждый из них играет свою роль в принятии решения о покупке. Чтобы эффективно преподнести информацию о продукте, его будущий производитель должен разбить его на три составляющих элемента и разрабатывать каждый из них в бизнес-плане в отдельности.

Система и классификация бизнес-планов

Классификация бизнес-планов. Бизнес-планы, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни, чрезвычайно многообразны. Их можно классифицировать по различным основаниям. Очевидно, что приведенная ниже система классификации не единственная и не претендует на завершенность. Однако в ряде случаев она весьма полезна. Выделим следующие основания классификации бизнес-планов:

· тип проекта - по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект;

· класс проекта - по составу и структуре проекта и его предметной области;

· масштабы проекта - по размерам проекта, численности его участников и степени влияния на окружающий мир;

· длительность проекта - по продолжительности периода осуществления проекта;

· сложность проекта - по степени финансовой, технической или другой сложности;

· вид проекта - по характеру предметной области проекта.

Рассмотрим основные виды планов, сгруппированные по предложенным основаниям.

Тип проекта: технический, организационный, экономический, социальный, смешанный.

Класс проекта: монопроекты (гиперссылка - отдельные проекты различного типа, вида и масштаба), мультипроекты (гиперссылка - комплексные проекты, состоящие из ряда монопроектов и требующие применения многопроектного управления), мегапроекты (гиперссылка - целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, состоящие из ряда моно- и мультипроектов)

Масштабы проекта: мелкий, средний, крупный, очень крупный. (Это разделение проектов условное. Масштабы проекта можно конкретизировать - межгосударственный, международный, национальный, межрегиональный и региональный, межотраслевой и отраслевой, корпоративный, ведомственный, проект одного предприятия).

Длительность проекта: краткосрочный (до трех лет), среднесрочный (от трех до пяти лет), долгосрочный (свыше пяти лет).

Сложность проекта: простой, сложный, очень сложный.

Вид проекта:

§ инновационный

§ организационный,

§ научно-исследовательский,

§ учебно-образовательный,

§ смешанный.

Большая часть бизнес-планов носит инвестиционный (затратный) характер. Величина инвестиций, необходимых для осуществления бизнес-планов, зависит от всех перечисленных оснований их классификации, прежде всего от масштаба, длительности и сложности.

К инвестиционным обычно относят проекты, главной целью которых является вложение средств в различные виды бизнеса для получения прибыли. В этой группе бизнес-планов выделяют инновационные проекты, к которым относят систему различных нововведений, обеспечивающих непрерывное развитие организационно-экономических систем.

Возможны и другие способы классификации проектов, например, в качестве оснований группировки можно взять четыре признака: 1) класс; 2) тип; 3) вид; 4) длительность проекта.

Особенности различных типов и видов бизнес-планов

В соответствии с классификацией бизнес-планов по видам можно выделить некоторые особенности и типичные условия, позволяющие различать эти виды (гиперссылка - (рис. 2)).

Инновационные исследования и развития. Разработка нового продукта, исследования в области менеджмента и маркетинга или разработка нового пакета программного обеспечения характеризуются следующими особенностями:

· главная цель проекта четко определена, но отдельные цели должны уточняться по мере достижения частных результатов;

· срок завершения и продолжительность проекта определены заранее, желательно их точное соблюдение; однако они должны корректироваться в зависимости от промежуточных результатов и общего прогресса в реализации проекта;

· планирование расходов на проект часто зависит от выделенных ассигнований и реже - от реального прогресса в реализации проекта;

· основные ограничения связаны с лимитом мощностей (оборудования и специалистов).

В составе инновационных бизнес-планов можно выделить некоторые типы. Опишем три главных.

1. Организационные проекты - реформирование предприятия, реализация концепции новой системы управления, создание новой организации или проведение международного форума.

Эти проекты имеют следующие характерные черты:

· цели заранее определены, однако результаты количественно и качественно достаточно трудно определить, поскольку они, как правило, связаны с организационным улучшением системы;

· срок и продолжительность проектов задаются предварительно;

· ресурсы предоставляются по мере возможности;

· расходы на проекты фиксируются и подвергаются контролю на экономичность, однако требуют корректировок по мере реализации.

2. Экономические проекты - (гиперссылка - приватизация предприятий, создание аудиторской системы, введение новой системы налогов)

Особенности этих проектов таковы:

· главные цели предварительно намечаются, но требуют корректировки по мере осуществления проектов;

· то же самое относится к срокам проектов;

· ресурсы предоставляются в различных пределах по мере необходимости;

· расходы определяются предварительно, контролируются на экономичность и уточняются по мере осуществления.

Это означает, что экономические результаты должны быть достигнуты в фиксированные сроки при установленных расходах, а ресурсы предоставляются по потребности.

3. Социальные проекты - (гиперссылка - реформирование системы социального обеспечения, здравоохранения, социальная защита необеспеченных слоев населения, преодоление последствий природных и социальных потрясений)

Эти проекты имеют свою специфику:

· цели только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов, количественная и качественная их оценки существенно затруднены;

· сроки и продолжительность проектов зависят от вероятностных факторов или только намечаются и впоследствии подлежат уточнению;

· расходы на проекты, как правило, зависят от бюджетных ассигнований;

· ресурсы выделяются в разумных пределах по мере необходимости.

Социальные проекты характеризуются наибольшей неопределенностью.