logo
Организация работы с документами в медицинском учреждении

2. Порядок составления штатного расписания учреждениями здравоохранения

В медицинском учреждении штатное расписание составляется отдельно по бюджетным подразделениям и подразделениям, оказывающим платные медицинские услуги. При составлении данного документа в первую очередь учитывается установленный фонд оплаты труда и нормативная численность структурных подразделений.

Форма штатного расписания утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты". Данная форма (N Т-3) применяется организациями независимо от формы собственности, осуществляющими деятельность на территории РФ, в том числе бюджетными учреждениями.

Порядок составления штатного расписания учреждениями здравоохранения утвержден Приказом Минздравмедпрома Российской Федерации от 18.01.1996 г. N 16 [6, c 2].

Штатное расписание разрабатывается каждым учреждением здравоохранения самостоятельно и ежегодно утверждается главным врачом (директором, заведующим, начальником) по состоянию на 1 января по утвержденному настоящим приказом порядку:

1. Штатное расписание является документом, которым определяется структура учреждения и численность должностей по каждому наименованию в конкретных подразделениях и в целом по учреждению.

2. В соответствии с Кодексом законов о труде Российской Федерации штатная структур и штатное расписание разрабатываются учреждениями здравоохранения самостоятельно. В графе "Утверждаю" ставится подпись главного врача (директора, заведующего, начальника) и дата утверждения.

3. Штатное расписание составляется по установленной форме всеми учреждениями здравоохранения и утверждается по состоянию на 1 января ежегодно. Пере утверждение штатного расписания на предстоящий год не обязательно, если в него не вносились изменения или вносились незначительные изменения. В этом случае оформляется перечень изменений.

4. Наименование учреждения здравоохранения указывается в соответствии с действующей номенклатурой этих учреждений. В настоящее время для учреждений здравоохранения, действует номенклатура утвержденная приказом Минздравмедпрома России от 20.02.95 N 35.

5. Порядок расположения структурных подразделений и должностей в них определяется руководителем учреждения здравоохранения.

6. В каждое структурное подразделение должны включаться штатные должности по всем категориям персонала с указанием специальности, начиная с высшего и заканчивая младшим звеном. Например, врач-терапевт, медицинская сестра палатная, санитарка-буфетчица.

Должности, не относящиеся к медицинским или фармацевтическим, приводятся в штатном расписании, как правило, по немедицинским структурным подразделениям.

7.Общее количество должностей по штатному расписанию должно соответствовать расчетной численности по фонду заработной платы, предусмотренной в смете.

8. Наименования структурных подразделений и должностей в них пишутся в именительном падеже в соответствии с номенклатурами врачебных и Провизорских должностей, должностей среднего медицинского и Фармацевтического персонала, перечнями должностей служащих и профессий рабочих, утвержденными в установленном порядке.

9. В штатном расписании проставляется итоговая численность должностей (численность по штатному расписанию должна корреспондироваться с численностью по тарификационному списку), в том числе численность должностей врачебного, среднего и младшего медицинского и фармацевтического персонала, приравненного по оплате труда к врачам.

10. Должности, по которым предусматривается содержание неполной штатной единицы, указываются в соответствующих долях (0,25, 0,5, 0,75).

По группе работников, которым установлена сдельная оплата труда, в штатном расписании указывается общее число работников этой группы.

Порядок расположения структурных подразделений и должностей в штатном расписании на основании (пункта 5 порядка составления штатного расписания), определяется руководителем учреждения здравоохранения. При этом в каждое структурное подразделение должны включаться штатные должности по всем категориям персонала с указанием специальности, начиная с высшего и заканчивая младшим звеном (например, заведующий структурным подразделением, врачи-специалисты, медицинская сестра, санитарка, водитель автомобиля, уборщик служебных помещений).

В штатном расписании указывается итоговая численность должностей, соответствующая расчетной численности по фонду заработной платы, предусмотренной сметой (пункты 6, 7 порядка составления штатного расписания). Здесь необходимо отметить, что размер оклада или тарифной ставки в соответствии со статьей 133 Трудового кодекса РФ не может быть ниже законодательно установленного минимального размера оплаты труда. Также нужно учитывать, что в размер минимального размера оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.

При установлении должностных окладов или тарифных ставок необходимо помнить, что в штатном расписании можно отразить лишь размер оклада или тарифной ставки, поэтому учесть фонд оплаты труда полностью невозможно. Это обусловлено тем, что на предприятиях со сменным графиком работы оплата труда работников, получающих должностной оклад, увеличивается на размер доплат за работу в ночное время, а труд работников, заработная плата которых исчисляется из размера тарифной ставки, оплачивается в зависимости от числа проработанных часов в конкретном месяце и бывает различным.

В унифицированной форме № Т-3 есть несколько граф, объединенных общим названием «Надбавка». В действующем сегодня Трудовом кодексе РФ не содержатся четкие определения понятий «надбавки» и «доплаты».

Руководствуясь общепринятыми установками, можно обозначить доплаты как выплаты, начисляемые работникам к окладам (тарифным ставкам) за особые условия труда или режим работы. Доплаты производятся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда. Конкретный размер доплаты устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором или оговаривается в трудовом договоре. В настоящее время во многих бюджетных организациях действуют отраслевые нормативные правовые документы, которые регулируют размеры повышения заработной платы работников отрасли.

Всякого рода надбавки и должностной оклад, выплаченные за определенный месяц составляют месячный фонд заработной платы. Под фондом заработной платы понимаются суммарные денежные средства, предусмотренные штатным расписанием и системой оплаты, которые действуют на предприятии для выплаты работникам [9, c 376].

Для перехода на новую систему оплаты труда учреждениям здравоохранения при формировании штатного расписания и направлении его на согласование с вышестоящей организацией следует исходить из принципа достаточности численного состава работников учреждения для гарантированного выполнения ими соответствующих уставным целям федеральных бюджетных учреждений функций, задач и объемов работ. При этом главным распорядителям при согласовании штатного расписания необходимо обращать внимание на его обоснованность в части соответствия включенных в него данных функциям, задачам и объемам работ каждого из подведомственных федеральных бюджетных учреждений.

В случае, если в штатное расписание не вносились изменения либо вносились, но незначительные, то его переутверждение на предстоящий год необязательно. В этом случае оформляется перечень изменений на основании пункта 3 Порядка составления штатного расписания.

штатный расписание документ изменение