logo
Проведение исследования внутренней и внешней среды банков

2.1 SWOT-анализ английской компании

Barclays Plc. - один из крупнейших в Великобритании и мире финансовых конгломератов с широким представительством в Европе, США и Азии. Операции конгломерата осуществляются через дочерний Barclays Bank PLC, являющийся вторым по величине активов банком Великобритании (после HSBC).

Основные подразделения Barclays Plc:

Персональный и корпоративный банкинг (Personal & Corporate Banking) - предоставляет основные банковские услуги более, чем 16 млн частных клиентов, также компаниям, от небольших частных старт-апов до крупных корпораций. В 2014 году это подразделение получило прибыль в Ј8,8 млрд, сумма депозитов клиентов составила Ј299 млрд.

Кредитные карты (Barclaycard) - входят в десятку самых популярных в мире, в 2014 году оплаты кредитными картами Barclays составили Ј257 млрд. Прибыль подразделения кредитных карт в 2014 году составила Ј4,4 млрд.

Африканское подразделение (Africa Banking) - Barclays Plc работает в 12 африканских странах, наиболее значительное присутствие в ЮАР, Кении, Гане, Ботсване и Замбии. Количество клиентов составило в 2014 году 12 млн, прибыль - Ј3,7 млрд.

Инвестиционный банк (Investment Bank) - осуществляет первичное размещение акций, проводит консультации в вопросах слияний и поглощений, а также размещения инвестиций. Прибыль этого подразделения в 2014 году составила Ј7,6 млрд, размер активов достиг Ј455,7 млрд. Barclays Capital - инвестиционное подразделение Barclays Bank Plc.

Подразделение неосновных активов (Barclays Non-Core) - подразделение занимается продажей компаний и ценных бумаг, которые перестали быть основными направлениями деятельности Barclays Plc. Прибыль составила около млрд фунтов.

Barclays Bank является одним из пяти участников "Золотого фиксинга", заняв в 2004 году место N M Rothschild & Sons.

В 2010 году в списке 50 самых надёжных банков мира, публикуемом журналом Global Finance, банк помещён на 34 место - второе место среди британских банков после HSBC.

В списке крупнейших публичных компаний мира Forbes Global 2000 за 2015 год Barclays занял 404-е место, в том числе 10-е по активам, 147-е по рыночной капитализации и 166-е по выручке.

Рассмотрим SWOT-анализ на примере данного банка.

Таблица 2

SWOT - анализ Barclays Bank

Barclays Bank

Компания

Barclays plc

Категория

Банки

Сектор

Банковскиие и финансовые услуги

Слоган/Лозунг

Свобода в области финансов; Это наше дело знать свой бизнес.

Краткосрочное потенцирование

Сегмент

Услуги частным лицам

Целевая группа

Крупные предприятия и богатые частные инвесторы из городских районов

Позиционирование

Полный пакет банковских услуг и финансовые решения

SWOT Analysis

Сила

1. Различные подразделения в управлении капиталом, розничные банковские услуги способствуют общему росту

2. Был первым банком, который запустил веб-сайт в 1995 году

3. Большая международная сеть с хорошей видимостью марки

4. Имеет более 145 000 сотрудников

5. Спонсор крупных спортивных мероприятий

6. Операции в более чем 50 странах и около 48 млн клиентов

Слабости

1. Необходимость спасения Великобритании в ходе недавнего экономического кризиса

2. Споры, как финансирование правительства в Зимбабве

3. Случаи, подобные участия с ЮАР в условиях апартеида, обвинения в отмывании денег и т.д. повлияли на имидж

Возможности

1. Возможности роста и расширения в странах с развивающейся экономикой

2. Рост городской молодежи ищет инвестиционных возможностей

Угрозы

1. Жесткая экономическая политика в мире

2. Высоко конкурентная среда

Конкуренты

Конкуренты

1. ABN AMRO

2. Credit Suisse

3. RBS (Royal Bank of Scotland)

4. Goldman Sachs Group

5. JP Morgan and Chase

6. BNP Paribas

7. HSBC

8. Wells Fargo

10. Morgan Stanley

11. UBS

Основные компетенции Barclays включают свой персонал и корпоративную компетентность, акцент делается на отношения компании с ее внутренней и внешней среды. Эти две компетенции содействуют компании в своей повседневной деятельности. Это также обеспечивает компании возможность создавать новые тенденции на рынке.

Barclays может предназначаться детям, которые учатся в средней школе. Детям очень хотелось бы иметь возможность сделать кредитные платежи и если Barclays может разработать план, который позволил бы родители, чтобы дать свое согласие, делая небольшие безналичные платежи с недельной нормой вместо ежемесячной. Стоить отметить, он не будет слишком дорогим, некоторые исследования должны быть рассмотрены для соответствующих исследований рынка.

Само собой, это более рискованная стратегия. Barclays - слияние с различными банками для продвижения своего бизнеса. Эти слияния и поглощения помогают Barclays расширить свой бизнес в различных областях.

2.2 SWOT-анализ российской компании-аналога

ВТБ 24 (ПАО) - один из крупнейших участников российского рынка банковских услуг. Мы входим в международную финансовую группу ВТБ и специализируемся на обслуживании физических лиц, индивидуальных предпринимателей и предприятий малого бизнеса.

Сеть банка формируют 1062 офиса в 72 регионах страны. Мы предлагаем клиентам основные банковские продукты, принятые в международной финансовой практике.

В числе предоставляемых услуг: выпуск банковских карт, ипотечное и потребительское кредитование, автокредитование, услуги дистанционного управления счетами, кредитные карты с льготным периодом, срочные вклады, аренда сейфовых ячеек, денежные переводы. Часть услуг доступна нашим клиентам в круглосуточном режиме, для чего используются современные телекоммуникационные технологии.

Для того чтобы определить как банк может перейти в новое состояние, необходимо провести SWOT-анализ. Его методология заключается в том, что сначала весь мир делится на две части: внешнюю среду и внутреннюю (банк), а затем события в каждой из них - на благоприятные и неблагоприятные. Заполнять матрицу нужно очень тщательно, ибо ошибка может привести к неправильному выбору вариантов стратегии банка, а в дальнейшем - к обоснованию и выбору единственной стратегии на заданном интервале времени.

Следующий шаг - сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами. Для этого попарно сравниваются каждый ключевой фактор успеха с каждым конкурентным преимуществом, чтобы определить:

как воспользоваться открывающимися возможностями (ключевыми факторами успеха), используя конкурентные преимущества банка?

как ключевые факторы успеха могут нейтрализовать недостатки (слабости) банка?

Далее попарно сравниваются угрозы из внешней среды с конкурентными преимуществами банка и его слабыми сторонами, чтобы определить:

как внешние угрозы могут быть нейтрализованы конкурентными преимуществами банка?

каких внешних угроз, усугубленных недостатками банка, нужно больше всего опасаться и какие меры предпринять для их нейтрализации или смягчения возможных последствий?

Таблица 3

Матрица SWOT-анализа конкурентоспособности ВТБ

ВОЗМОЖНОСТИ

улучшение инвестиционного климата;

недостаточно освоенные виды обслуживания (ипотечное кредитование, Интернет-банкинг);

резкий рост спроса на отдельные виды банковских продуктов и услуг;

Разработка новых маркетинговых стратегий мотивации персонала

Более выгодные условия предоставления кредита (комиссии, проценты)

Отсутствие у конкурентов многих видов кредита

Увеличение количества предприятий, сотрудничающих с Банком по программам кредитования за счет принятия нового закона о розничной торговле.

Желание получить кредит с минимальными затратами

Предложение долгосрочных отношений добросовестным клиентам Банка (кредиты на более выгодных условиях, льготные условия получения кредита).

Наличие большой клиентской базы

УГРОЗЫ

сложность возврата просроченных кредитов;

постоянный выход на рынок новых конкурентов, насыщенность рынка услугами кредитования населения.

изменение предпочтений клиентов

минимальное время оформления кредитов и минимальный пакет документов для оформления кредита (паспорт) у конкурентов

возможность "доплачивать" предприятиям за сотрудничество в области кредитования (у конкурентов)

нехватка качественных заемщиков, наличие неплательщиков, затраты на судебные разбирательства.

нежелание и неумение клиентов выяснять, где условия лучше. "Где быстрее - там лучше".

большое количество предприятий, на которых люди работают без оформления или за "черную" зарплату.

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

высокопрофессиональная система управления банком;

надежность банка;

низкая стоимость услуг;

концентрация на определенных продуктах и услугах;

опыт привлечения и удержания клиентов; индивидуальное обслуживание клиентов;

передовые информационные технологии;

динамичное реагирование на рыночные изменения;

высокое качество обслуживания;

известность торговой марки и развитая сеть;

удачное месторасположение;

эффективная cвязь с местными органами власти

1. Как воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны?

передовые информационные технологии позволят внедрение технологии самообслуживания (управление счетом через Интернет и sms-сервис) - расширение круга потенциальных клиентов среди молодежи и офисных работников;

расширение и повышение эффективности региональной сети - открытие дополнительных офисов банка, установка банкоматов в каждом районе города, усиленное развитие эквайринга.

контроль над издержками банка и рациональное их сокращение; снижение затрат на обслуживание (в т. ч. освобождение от "балласта" убыточных клиентов);

Увеличение ассортимента банковских услуг предлагаемых непосредственно одному клиенту (например, рассылка карточек с револьверным кредитом с хорошей кредитной историей или возможность оформить параллельно второй кредит)

привлечение долгосрочных дешевых денежных средств из ближнего зарубежья-Белоруссия и Украина

2. За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы

отслеживать предпочтения клиентов поможет внедрение клиентоориентированной стратегии и структуры (усиление маркетингового подразделения и подразделения по работе с клиентами, постоянный мониторинг рынков, бенчмаркинг, анализ клиентской базы, предпочтений клиентов, планов их развития, поставщиков и покупателей, внедрение CRM-системы);

усиление работ по созданию привлекательного образа банка - за счет узнаваемости бренда выделятся на фоне других банков, тем самым привлекая потенциальных клиентов.

недостаток капитала можно восполнить привлечением денежных средств путем эмиссии акций и облигаций.

разработка и внедрение системы обучения и мотивации персонала;

приобретение и установка современных информационных банковских систем, создание единого хранилища данных, внедрение системы управления изменениями и знаниями;

возрастающий уровень образованности клиентов приводит к тому, что клиенты перестанут брать кредиты "вслепую"

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

не руководствуется потребностями клиентов;

не понимает, какие клиенты для него целевые;

не отслеживает конкурентов;

не осуществляет инноваций бизнеса;

не выделяет и не совершенствует бизнес-процессы;

предпринимает недостаточные усилия по брэнду;

не проводит маркетинговых исследований;

не использует новые технологии;

не обучает персонал;

3. Какие слабые стороны могут помешать воспользоваться возможностями.

В результате не понимания нужд потенциальных клиентов возникает вероятность потери этих клиентов.

недостаточные усилия по развитию брэнда могут снизить приток клиентов

низкая квалификация персонала снизит количество и качество предлагаемых услуг.

4. Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами, нужно больше всего опасаться?

Появление большого количества новых банков на рынке вместе с неузнаваемостью бренда может повлечь за собой полный пересмотр ценовой политики и снижении стоимости услуг, что приведет к финансовым потерям.

нехватка качественных заемщиков влечет за собой высокий процент не возврата кредитов в совокупности с недостатком капитала и ограниченной ресурсной базой

могут привести к нерентабельности филиала и закрытию его (банкротству)

В результате SWOT-анализа получаем список возможных перспективных направлений работ банка:

привлечение долгосрочных дешевых денежных средств из ближнего зарубежья - Белоруссия и Украина и размещение их в высокодоходные проекты клиентов банка;

привлечение денежных средств путем эмиссии акций и облигаций;

внедрение клиентоориентированной стратегии и структуры (усиление маркетингового подразделения и подразделения по работе с клиентами, постоянный мониторинг рынков, бенчмаркинг, анализ клиентской базы, предпочтений клиентов, планов их развития, поставщиков и покупателей, внедрение CRM-системы);

повышение доходности работы с ведущими клиентами;

контроль над издержками банка и рациональное их сокращение; снижение затрат на обслуживание (в т. ч. освобождение от "балласта" убыточных клиентов);

привлечение внешних консультантов, выделение и оптимизация бизнес-процессов банка, постоянный мониторинг их эффективности;

внедрение технологии самообслуживания;

создание системы постоянной оценки, контроля и предотвращения рисков банка;

повышение качества управленческих технологий;

внедрение в банке системы стратегического управления (создание аналитического подразделения, оснащение его техническими и информационными системами);

разработка и внедрение непрерывной системы обучения и мотивации персонала;

создание подразделения по разработке новых банковских продуктов и услуг;

усиление работ по созданию привлекательного образа банка на региональном рынке;

направление усилий на повышение стоимости бизнеса основных клиентов банка с наиболее полным дальнейшим их банковским обслуживанием;

организация привлечения денежных средств для проектов клиентов при договоренности с ними о проведении основных финансовых операций через банк;

согласование бизнес-планов банка с бизнес-планами его ведущих клиентов;

приобретение и установка современных информационных банковских систем, создание более функционального единого хранилища данных, внедрение системы управления изменениями и знаниями;

усиление работы с пластиковыми картами, покупка и установка банкоматов, оборудования для эквайринга.

расширение и повышение эффективности региональной сети - открытие филиалов;

расширение работы на рынке ценных бумаг;

создание подразделения по работе с драгоценными металлами.

Наилучшей стратегией будет являться рост и увеличение доли рынка.

Для того, чтобы обеспечить благополучное положение компании на рынке, необходимо следовать следующим стратегиям развития бизнеса:

Осуществлять развитие информационных технологий для увеличения скорости обслуживания клиентов - внедрение технологии CRM, оборудование Call-центра.

Разработка и внедрение системы стимулирования предприятий.

Постоянный анализ рынка и внедрение новых продуктов.

Глава 3. Расчет показателей эффективности проекта по усовершенствованию основного вида деятельности компании

3.1 Обоснование проекта

Основным видом деятельности ВТБ является кредитование населения.

Многоцелевые программы - кредиты на любые цели потребительского характера (приобретение транспортных средств, дорогостоящих предметов домашнего обихода, на хозяйственное обзаведение, платные медицинские услуги, приобретение туристических и санаторных путевок и др.)

Виды многоцелевых кредитов, выдаваемых ВТБ, представлены в таблице 4.

Таблица 4

Виды многоцелевых кредитов

Нецелевые кредиты банка

"На неотложные нужды" Просто деньги

рубли, 18000-200000, 3-60 мес., 19%

Ипотечные кредиты банка

"Кредит на покупку коттеджа"

рубли, от 200 000, - 15 лет, 17%

евро, от 5 800, - 15 лет, от 12.5%

доллары США, от 7 500, - 15 лет, от 12.5%

"Кредитование покупки квартиры на вторичном рынке"

рубли, от 200 000, 1-15 лет, от 13%

евро, от 5 800, 1-15 лет, от 10.5%

доллары США, от 7 500, 1-15 лет, от 10.5%

"Кредитование покупки квартиры на первичном рынке"

рубли, от 200 000, 1-15 лет, от 13%

евро, от 5 800, 1-15 лет, от 10.5%

доллары США, от 7 500, 1-15 лет, от 10.5%

Автокредиты банка

"Автоэкспресс кредит на приобретение подержанных автомобилей в астосалонах"

рубли, 60 000-600 000, 1-5 лет, 12,9%, мин. взнос: 20%

"Автоэкспресс кредит на приобретение подержанных автомобилей на территории авторынков"

рубли, 60 000-600 000, 1-3 лет, 13,4%, мин. взнос: 30%

"Автоэкспресс-кредит 0%"

рубли, 60 000-600 000, 0,5-5 лет, 10,9-11,9%, мин. взнос: 0%

"Автоэкспресс-кредит 0% - Автомир, Инком-авто"

рубли, 60 000-600 000, 0,5-5 лет, 9,75%, мин. взнос: 0%

"Автоэкспресс-кредит 0% - Элекс-полюс"

рубли, 60 000-600 000, 0,5-5 лет, 10-11%, мин. взнос: 0%

"Классический автокредит"

рубли, 60 000-3 000 000, 0,5-5 лет, 9,8-10,8%, мин. взнос: 0%

евро, 2 000-100 000, 0,5-5 лет, 9-9,9%, мин. взнос: 0%

доллары США, 2 000-100 000, 0,5-5 лет, 9-9,9%, мин. взнос: 0%

"Классический автокредит на подержанные автомобили"

рубли, 60 000-1 400 000, 1-3 лет, 11,8%, мин. взнос: 30%

евро, 2 000-40 000, 1-3 лет, 11%, мин. взнос: 30%

доллары США, 2 000-40 000, 1-3 лет, 11%, мин. взнос: 30%

Кредиты для малого и среднего бизнеса

"Кредитование предприятий МСБ - Тариф 1"

рубли, сумма: 150 000-1 500 000, срок: 0,25-3 лет, проц. ставка: 17-19%

евро, сумма: 5 000-50 000, срок: 1-3 лет, проц. ставка: 16-17%

доллары США, сумма: 5 000-50 000, срок: 1-3 лет, проц. ставка: 16-17%

"Кредитование предприятий МСБ - Тариф 2"

рубли, сумма: 1 500 000-4 500 000, срок: 0,25-5 лет, проц. ставка: 16-18,5%

евро, сумма: 50 000-150 000, срок: 0,25-5 лет, проц. ставка: 14-16,5%

доллары США, сумма: 50 000-150 000, срок: 0,25-5 лет, проц. ставка: 14-16,5%

"Кредитование предприятий МСБ - Тариф 3"

рубли, сумма: 4 500 000-9 000 000, срок: 0,25-5 лет, проц. ставка: 15-17,5%

"Кредитование руководителей предприятий МСБ - Тариф 1"

рубли, сумма: 150 000-300 000, срок: 0,5-2 лет, проц. ставка: 19%

"Кредитование руководителей предприятий МСБ - Тариф 2"

Экспресс-кредиты на товары

"10*10*10"

рубли, сумма: 3000-1 500 000, срок: 10 мес., проц. ставка: 23.46%

"Базовый" с первоначальным взносом 10 и более %

рубли, сумма: 3000-400 000, срок: 6-36 мес., проц. ставка: 18%

"Базовый без первоначального взноса"

рубли, сумма: 4500-400 000, срок: 6-36 мес, проц. ставка: 24%

ВТБ предъявляет больше требований к документам и обеспечению, но не требует обязательного страхования жизни по сравнению с коммерческими банками, так же для предоставления кредита можно заявить и неофициальный доход, что непосредственно влияет на сумму и сроки кредита.

Проведем сравнительный анализ динамики выдаваемых кредитов за период 2012-2014 гг.

Таблица 5

Динамика выданных автокредитов ВТБ за 2012-2014 гг.

Наименование

показателя

Годы

Отклонение (+,-)

Темп роста, %

2012

2013

2014

2013г. от 2012г.

2014г. от 2013г.

2013г. от 2012г.

2014г. от 2013г.

1.

Количество договоров, шт.

310

397

429

+87

+32

128,1

108,1

2.

Сумма по заключенным договорам, тыс. руб.

62000

108700

124000

+46700

+15300

175,4

114

Товарный кредит является на сегодняшний день видом целевого кредита, предоставляемым ВТБ. В табл.6 представлена динамика предоставленных ВТБ товарных кредитов за 2012-2014 гг.

Таблица 6

Динамика выданных товарных кредитов ВТБ за 2012-2014 гг.

Наименованиепоказателя

Годы

Отклонение (+,-)

Темп роста, %

2012

2013

2014

2013г. от 2012г.

2014г. от 2013г.

2013г. от 2012г.

2014г. от 2013г.

1.

Количество договоров, шт.

2010

2252

2473

+242

+221

112

109,8

2.

Сумма по заключенным договорам, тыс. руб.

24120

33780

40788

+9660

+7008

140

120,7

Сопоставив показатели таблицы можно сделать следующие выводы:

количество выданных товарных кредитов в 2013г. увеличилось на 242 или 12,0 % по сравнению с 2014г., общая сумма кредитования в 2013г. составила 33780,0 тыс. руб., что на 40,0 % или 9660,0 тыс. руб. выше чем в 2014г.;

в 2014г. общая сумма кредитования составила 40788,0 тыс. руб., что выше на 7008,0 тыс. руб. или 20,7% чем в 2013г.

Таким образом, изучив виды и условия предоставления некоторых целевых кредитов в ВТБ можно сделать вывод, о том, что Банк успешно функционирует на рынке кредитных услуг.

Вклады физических лиц с 2012 г. составляют основу ресурсной базы ВТБ.

В таблице 7 представлены обобщенные данные о видах вкладов и условий их хранения.

Таблица 7

Виды и условия вкладов ВТБ

"Весенний"

рубли, 15 000, 12 месяцев, 8,25% (6 месяцев, 7%)

евро, 500, 12 месяцев, 5,6% (6 месяцев, 3,6%)

доллары США, 500, 12 месяцев, 7,4% (6 месяцев, 6,1%)

"Капитал"

рубли, 25 000, 12 месяцев, 7,45% (6 месяцев, 6,2%; 3 месяца, 5,15%)

евро, 1 000, 12 месяцев, 4,8% (6 месяцев, 2,8%;

3 месяца, 2,6%)

доллары США, 1 000, 12 месяцев, 6,6% (6 месяцев, 5,3%; 3 месяца, 5,1%)

"Накопительный"

рубли, 3 000, 12 месяцев, 7,55% (6 месяцев, 6,3%;

3 месяца, 5,25%)

евро, 100, 12 месяцев, 4,9% (6 месяцев, 2,9%; 3 месяца, 2,7%)

доллары США, 100, 12 месяцев, 6,7%

(6 месяцев,5,4%; 3 месяца, 5,2%)

"Престижный"

рубли, 150 000, 2 года, 8,2% (12 месяцев, 7,75%;

6 месяцев, 6,5%;

рубли, 450 000, 2 года, 8,4% (12 месяцев, 7,95%;

6 месяцев, 6,7%)

рубли, 1 500 000, 2 года, 8,5% (12 месяцев, 8,05%;

6 месяцев, 6,8%)

евро, 5 000, 2 года, 5,4% (12 месяцев, 5,1%;

6 месяцев, 3,1%)

евро, 15 000, 2 года, 5,6% (12 месяцев, 5,3%;

6 месяцев, 3,3%)

евро, 50 000, 2 года, 5,7% (12 месяцев, 5,4%;

6 месяцев, 3,4%)

доллары США, 5 000, 2 года, 7,2% (12 месяцев, 6,9%; 6 месяцев, 5,6%

доллары США, 15 000, 2 года, 7,4% (12 месяцев, 7,1%; 6 месяцев, 5,8%)

доллары США, 50 000, 2 года, 7,5% (12 месяцев, 7,2%х; 6 месяцев, 5,9%)

"Срочный"

рубли, 15 000, 12 месяцев, 7,65% (6 месяцев, 6,4%; 3 месяца, 4,8%)

рубли, 90 000, 12 месяцев, 7,85% (6 месяцев, 6,6%;

3 месяца, 4,9%)

рубли, 270 000, 12 месяцев, 8,25% (6 месяцев, 7%; 3 месяца, 5%)

евро, 500, 12 месяцев, 5% (6 месяцев, 3%; 3 месяца, 2,55%)

евро, 3 000, 12 месяцев, 5,2% (6 месяцев, 3,2%;

3 месяца, 2,65%)

евро, 9 000, 12 месяцев, 5,6% (6 месяцев, 3,6%;

3 месяца, 2,75%)

доллары США, 500, 12 месяцев, 6,8% (6 месяцев, 5,5%; 3 месяца, 5,3%)

доллары США, 3 000, 12 месяцев, 7% (6 месяцев, 5,7%; 3 месяца, 5,4%)

доллары США, 9 000, 12 месяцев, 7,4% (6 месяцев, 6,1%; 3 месяца, 5,5%)

Рассмотрим структуру рублевых вкладов банка за 2013-2014гг. Данные представлены в таблице 8.

Таблица 8

Структура рублевых вкладов ВТБ за 2013 - 2014 гг.

пп

Вид вклада (процентная ставка)

1 2013г.

1 2014г.