ГЛАВА 1. Принципы профессиональной пригодности.
Технический прогресс, непрерывное развитие средств производства. изменение общества в целом ставят перед человеком огромное количество задач, которые ему приходится решать. Однако темпы совершенствования самого человека существенно ниже, что создает постоянные проблемы для его адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды.
Немаловажную роль в снижении давления со стороны постоянно изменяющегося мира играет правильный выбор будущей профессии, которая наиболее точно соответствует способности конкретного человека к осуществлению определенных видов деятельности, степени его профессиональной пригодности. Чем ближе требования рабочего места, которые предъявляются к исполнителю, к его способностям и возможностям, тем проще и интереснее ему работается.
Профессиональная пригодность определяется совокупностью индивидуальных особенностей человека, влияющих на успеш-ность освоения какой-либо трудовой деятельности и эффективность ее выполнения. Профессиональная пригодность человека зависит от следующих факторов:
1) наличие профессионально важных качеств для конкретной деятельности;
2) уровень подготовленности (общей и специальной);
3) состояние здоровья;
4) функциональные (психические, физиологические и др.) возможности человека;
5) уровень удовлетворенности человека процессами и резуль-татами: своего труда;
6) идейный и моральный облик человека, нравственные качества.
Профессиональная пригодность формируется в течение всей жизни; человека и может меняться под влиянием различных об-стоятельств. В. А. Бодров выделяет следующие ключевые этапы формирования профессиональной пригодности:
1) трудовое воспитание и обучение - воспитание у ребенка любви к труду, овладение простейшими орудиями и способами труда, формирование готовности к труду, потребности и пони-мания его необходимости, развитие общетрудовых навыков;
2) профессиональная ориентация - помощь в выборе профес-сии на основе профессионального просвещения, консультации, коррекции профессиональней планов;
У) профессиональный отбор - определение степени пригод-ности человека к определенному виду деятельности на основе сопоставления его индивидуальных особенностей с требованиями профессии;
4) профессиональная подготовка - обоснование рекоменда-ций к программам, методикам, средствам обучения и тренировки, к объективным методам и критериям оценки уровня профессиональной подготовленности;
5) профессиональная адаптация - разработка средств, методов к критериев оценки особенностей приспособления субъекта труда к содержанию и условиям конкретной деятельности и обоснование рекомендаций по ускорению этого процесса;
6) профессиональная деятельность - обеспечение рациональ-ной организации (регламентации), условий и процесса (содер-жания) трудовой деятельности, высокой эффективности, качест-ва, безопасности труда, профессионального совершенствования, охраны здоровья, удовлетворенности трудом;
7) профессиональная аттестация - периодическая оценка профессиональной квалификации в целях определения соответ-ствия занимаемой должности и обоснование рекомендаций по должностным назначениям, перемещениям, а также по направ-лению на учебу, переподготовку;
8) профессиональная реабилитация - восстановление функ-ционального состояния организма и психики после напряженной работы и перенесенных заболеваний, при развитии стойких доминантных состояний в результате частых профессиональных неудач См.: Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001. С. 107..
Для того чтобы определить пригодность человека к той или иной профессии, необходимо учитывать: индивидуально-психологические особенности личности и требования, предъявляемые профессией к идеальному исполнителю. Индивидуально-психологические особенности складываются как из врожденных характеристик человека, так и из тех, которые сформировались в процессе его развития и которые следует рассматривать как по-стоянные факторы его деятельности.
Индивидуально-психологические особенности личности включает три основных компонента: 1) типологические особен-ности; 2) личностные особенности; 3) познавательные функции.
К типологическим особенностям относят свойства нервной системы человека. Эти свойства являются врожденными, неиз-менными и поэтому выступают в качестве постоянных парамет-ров надежности и работоспособности. Наиболее известное пред-ставление о свойствах нервной системы человека отражено в учении о темпераменте.
Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной (двигательной) сферы и свойства эмоциональности См.: Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М., 1998. с. 24.
Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой -- физической и социальной. Проявления темперамента в двигательной сфере I можно рассматривать как частные выражения общей активности, но только выраженные во внешних двигательных актах. Когда го-ворят об эмоциональности как проявлении темперамента, то име-ют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность.
Личностные особенности являются базисными характеристи-ками человека, которые влияют на его поведение, деятельность и т. д. Они формируются в течение жизни под влиянием окру-жающей среды, воспитания, типологических особенностей личности. Например, наличие у пилотов таких качеств, как недис-циплинированность, легкомыслие, чрезмерная гордость, жажда восхищения, предрасполагает к возникновению летных проис-шествий.
Завершают перечень индивидуально-психологических особенностей личности познавательные функции. К познавательным, функциям относят, прежде всего мышление и его высшую форму - интеллект. Своевременная и правильная ориентация в тру-довой ситуации, а также адекватная оценка личной роли в ней достигаются путем сложной интеллектуальной деятельности. Чем эффективнее познавательная деятельность у человека, тем адекватнее его поведение условиям окружающей среды. Помимо адекватности реакции учитывается также скорость в принятии решений, наличие готовых алгоритмов действий в повторяющихся ситуациях, а также достаточный творческий потенциал для создания новых моделей поведения.
Многочисленные исследования показали, что оценка свойств личности является одним из эффективных путей выявления индивидов, которые являются наиболее пригодными и на-дежными в определенных профессиях.
Другой аспект выявления профессиональной пригодности тесно связан с изучением и классификацией видов трудовой дея-тельности - профессий. Изучение профессий проводится с целью выявления ключевых требований, которые предъявляет та или иная профессия к исполнителю. Эти требования вытекают из преобладающего вида трудовой деятельности, условий труда, уровня ответственности и других параметров.
- 3. Расстановка и деловая адаптация новых работников в трудовом коллективе.
- 13. Адаптация нового работника на предприятии
- Адаптация новых работников
- 2) Адаптация нового работника в коллективе: проблемы и пути их разрешения
- Адаптация нового сотрудника.
- Адаптация новых сотрудников.
- Адаптация в коллективе
- Адаптация личности в коллективе
- 3. Расстановка и деловая адаптация новых работников в трудовом коллективе.