logo
Аксиологические проблемы управленческой деятельности работника образования в условиях модернизации образования в Украине

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Проблема ценностно-мотивационных характеристик педагогической культуры рабочего образовательного учреждения на этапе модернизации управленческой деятельности приобретает сегодня особую актуальность.

Через ценностно-мотивационные характеристики раскрывается сущность, содержание и формы деятельности руководителя учебного заведения, что позволяет понять, какими путями должна осуществляться адаптация современного руководителя к рыночным отношениям в обществе; как руководитель, выступает субъектом формирования ценностных ориентаций всего коллектива и направляет его работу в определенное русло, умеет решать конфликты в собственной мотивационной сфере, интегрировать новые ценности и ценностные системы. Аксиологический аспект управленческой деятельности выступает внутренним фактором глубокой педагогической ориентации руководителя любого учебного заведения.

Ценностные ориентации руководителя общеобразовательного учебного заведения является важнейшим элементом его внутренней культуры, закрепляется жизненным опытом, всей совокупностью его эмоциональных переживаний и отделяет значимое, существенное для данного человека от несущественного, незначимого. Совокупность ценностных ориентаций, которые уже сложились, отстоялись, образуют своего рода ось сознания, которая обеспечивает постоянство личности руководителя, наследственность типа поведения и деятельности в управлении и руководстве. Эти процессы прослеживаются в направленности потребностей, запросов и интересов.

Вследствие этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, который регулирует действия руководителя. Основное содержание ценностных ориентаций человека вообще - это правовые, политические, философские, эстетические, нравственные религиозные убеждения, глубокие и устойчивые привязанности, непоколебимые принципы поведения. Поэтому в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания и самовоспитания, целенаправленного воздействия.

Содержание действия и развития ценностных ориентаций руководителя связано с необходимостью решения многих человеческих проблем противоречий и конфликтов в социальной сфере, выбором желаний и устремлений личности, что выражается в наиболее общей форме борьбы между долгом и желанием, мотивами нравственного и утилитарного характера.

Руководителям школ, много лет занимают должность директора или его заместителя, конечно, иногда трудно адаптироваться к новым ценностных ориентаций в образовании и обществе. К существенным изменениям в ориентирах легко переходит только человек конструктивная, способна быстро перестраиваться. Чем дольше время руководитель был адаптирован к предыдущему социума, тем сложнее отказаться от устойчивых развитых ценностных ориентаций.

Ценностные ориентации руководителя учебного заведения выступают признаком зрелости его личности, показателем степени его социальности. Это - призма восприятия не только внешнего, но и внутреннего мира индивида, обусловленный связь для решения в индивидуальном плане вопрос о смысле жизни, благодаря которому происходит интеграция совокупности ценностных особенностей как нечто целостное и своеобразное, характерное именно для данной личности.

Качество руководителя учебного заведения определяется осознанием необходимого изменения в ценностных ориентациях на этапах серьезных социальных изменений в обществе. Сознательный пересмотр собственных ценностей, способность решить противоречия и конфликты в собственной мотивационной сфере свидетельствуют о высоком уровне личностной культуры руководителя, умение анализировать определенные изменения во всей совокупности ценностных ориентаций и новой их интеграции в соответствии с целями и задачами образования.

Совокупность ценностных ориентаций обусловливает также такие черты личности, как высокая нравственность целостность, способность к волевым усилиям во имя избранных идеалов и ценностей, активность жизненной позиции. Противоречивость в ценностных ориентациях порождают непоследовательность в поведении руководителя.

В современных условиях реформирования образования необходимо объективно и диалектически подходить к управленцев, имеющих талант и возможный потенциал к управлению, но не могут быстро переориентироваться согласно новым ценностей рыночного общества. В таком случае им необходимо проанализировать собственную ценностную ориентацию. Со своими проявлениями и функциями в регуляции поведения управления мотивирующие факторы могут быть разделены на несколько относительно самостоятельных составляющих характеристик: материальные потребности, стремления и инстинкты как источники активности личности руководителя; мотивы как причины, определяющие выбор направленности поведения; эмоции, субъективные преобладание ( стремление, желание) и установки как средства регуляции поведения человека на руководящей должности.

Согласно первой характеристикой мотивов поведения, руководитель образования является человеком с низким уровнем общей культуры, в которой подсознание определяет направленность ценностных ориентаций.

Вторая характеристика определяет человека как особенность импульсивную, особая активность которой проявляется в критических или определяющих для него ситуациях, и способную не реагировать на события, которые не касаются его личных интересов.

Целесообразной для данного времени является третья характеристика мотивов деятельности, в которой ценностная сфера регулируется определенными личностными установками, способностью внести коррекцию в поведение и деятельность в большинстве случаев. Здесь наблюдается постоянное развитие мотивов деятельности.

Развитие ценностной ориентации происходит через изменение и расширение круга деятельности, превращающий предметную деятельность. Расширение диапазона мотивов деятельности ведет к пересмотру или обновления системы ценностей.

Всю систему ценностей можно условно разделить на три категории: предметные ценности (все разнообразие предметов человеческой деятельности и природных явлений); субъективные ценности как способы и критерии, на основе которых производятся процедуры оценивания соответствующих явлений, социальные ценности как явления, принятые данным обществом, предметные и субъективные ценности выступают как два полюса ценностного отношения руководителя к ближайшему социума.

Ценности, потребности, интересы и идеалы, которые присущи обществу на определенном этапе развития, выступают в качестве потенциальных материалов, что в случае интериоризации личности могут приобрести побудительной силы и стать реально действующими мотивами. Принятие основных категорий индивидуального сознания из сферы общественных теорий, переход от внешнего к внутреннему выступает показателем конструктивной ценностной адаптации руководителя образовательного учреждения к новым процессам, которые происходят в обществе, и перенесение этих процессов в системе современного образования. Также интериоризация выступает показателем осознания человеком новых общественных ценностей, а также необходимость срочного переосмысления всей старой системы.

Руководитель общеобразовательного учебного заведения имеет потенциал еще не использованных мотивов, которые могут начать действовать согласно новых ориентаций и более высокого уровня развития управленческой культуры.

Эти ориентации выполняют функцию смыслообразования, т.е. придают действительности, четко отражается в индивидуальном сознании руководителя, определенного значения. Реформирование отечественного образования, свободный выбор форм и методов определяет новые смыслообразования, дает новый смысл ценностной ориентации мотивам деятельности руководителя и подчиненных. Новое смыслообразование заключается прежде всего в воспитании исполнителя, а личности, способной конструктивно изменять мир.

Следует отметить, что реальные мотивы руководителя учебного заведения следует отличать от мотиваций, т.е. рациональных объяснений действия через указания на социально принятые обстоятельства побуждают к выбору конкретного действия. Такие мотивации могут сознательно использоваться управленцем для маскировки истинного мотива его поведения.

В наше трудное время нежелание решать сложные проблемы, стоящие перед руководителями общеобразовательных учебных заведений, можно мотивировать безысходностью момента, отсутствием интереса со стороны государства, недостаточной материальной базой и т.д.. Но в данной ситуации чаще всего наблюдается не побуждение к деятельности, а мотивацию отказа от нее.

Социальные ценности и мотивы, преломляясь сквозь призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологической структуры руководителя в форме личностных его ценностей. Каждому руководителю образования присуща специфическая иерархия ценностей, которые выступают связующим звеном между культурой общества и сложившейся руководителем культурой учебного заведения, между общественным и индивидуальным.

Образовательные действия отражаются в сознании руководителя в форме ценностных ориентаций, которые включают в себя также широкий круг социальных ценностей, признанных руководителем, но не всегда принимаемых им как собственные цели и принципы. Такие ценности не побуждают к реальным мотивам деятельности управленца, и даже иногда приводят как к конфликтам в мотивационной сфере личности, так и в педагогическом коллективе.

В ценностных категориях выражены определенные ориентации знаний, интересов и предпочтений различных социальных групп и личности. Каждая исторически конкретная эпоха может характеризоваться специфическим набором и иерархией ценностей, система которых воспринимается как самый высокий уровень социальной регуляции. В ней зафиксированы те критерии социально признанного (данным обществом и социальной группой), на основе которого развиваются более конкретные и специализированные системы нормативного контроля, соответствующие общественные институты и целенаправленные действия самих людей. Усвоение этой системы каждой конкретной личностью составляет необходимую основу социализации личности и поддержания нормативного порядка в обществе.

В сознании зрелой индивидуальности ценности выполняют функцию перспективных стратегических жизненных целей и мотивов жизнедеятельности, реализация которых выражается в осуществлении личностью определенного вклада в культуру, осознании личностью новых форм объективных и субъективных ценностей.

Человеком с высоким уровнем культуры руководства можно считать такую личность, в которой ценностные ориентации на труд доминируют над другими: ориентаций: на семью, общественную деятельность и другие сферы самоутверждения индивида. При этом чаще встречается такая методологическая ошибка в подходах к определению уровня культуры руководителя учебного заведения: фиксация распространенности ценностных ориентаций без учета силы их мотивационного воздействия на подчиненных.

Степень научной разработанности данной проблемы показывает многообразие подходов, концепций и теорий ценностной ориентации.

Проблема ценностной ориентации человеческой деятельности, в том числе управленческой, уже давно является предметом исследований как зарубежных, так и отечественных авторов среди которых следует назвать (А.С. Афонин [1], В.И. Бондарь [3], Л.М. Карамушка [51], Ю.А. Конаржевський [57], Н.Н. Поташник [98], Маслоу [124], М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури [74]).

Опираясь на работы: А. Маслоу "Иерархия потребностей", "двухфакторную модель" Ф. Герцберга, "теория ИВЗ" К. Альдерфер, потребности: успеха, власти, принадлежности Д. Мак-Клелланда, теория ожиданий В. Врума, а также отечественных ученых Л.М. Карамушка "Психология управления", М.Л. Портнов "Азбука школьного управления", М. Поташник "Управление современной школой", В.О. Сухомлинский "Разговор с молодым директором школы", было определено, что в учебном заведении ценностные ориентации руководителя формируют ценностные ориентации всего коллектива, определяют приоритеты, направления и формы деятельности, выбор общего направления школы и ее профиля.

Объектом исследования являются проблемы управления общеобразовательным учебным заведением.

Предмет исследования. Аксиологические проблемы управленческой деятельности работника образования в условиях модернизации образования в Украине.

Цель исследования. Определить качественную модель ценностной ориентации в управленческой деятельности, что обеспечит успешное руководство общеобразовательным учебным заведением. Задачи исследования:

1. Выяснить сущность, структура и функции управленческой деятельности руководителя СНО.

2. Определить роль ценностной ориентации личности в структуре управленческой деятельности и пути ее реализации.

Гипотеза. Автор исходит из тезиса, что руководитель имеет потенциал еще неиспользованных ценностных ориентаций, которые могут начать действовать согласно новым условиям и более высокого уровня развития управленческой культуры.

Руководителем с высоким уровнем образовательной культуры автор считает такую личность, в которой ценностные ориентации на рациональную деятельность, что способствует развитию СНО являются доминирующими, и обоснованными.

Согласно задачи исследования использовался комплекс таких методов:

1) теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы, как отечественных так и зарубежных авторов;

2) сравнительный анализ, обобщение, синтез, системный анализ. Теоретическую основу работы составляют современные концепции психологов, педагогов по проблеме управления и ценностных мотивов в процессе управления СНО (А.С. Афонина [1], В.И. Бондаря [3], Л.М. Карамушки [51], Ю.А. . Конаржевського [57], Н.Н. Поташника [98], Маслоу [124], М. Мескон, М. Альберта, Ф. Хедоури [74]).

Научная новизна исследования заключается в разработке и уточнении качественной модели ценностной ориентации потребностей и мотивов, как механизмов формирования педагогической культуры современного руководителя СНО.

Практическое значение. Результаты исследования могут быть использованы директорами школ, студентами факультетов дополнительного и последипломного образования по специальности "Управление учебным заведением", преподавателями педагогических вузов.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов к каждому разделу, заключения, списка использованных источников.