logo
Стратегия и тактика антикризисного управления

2.3 Составление матрицы SWOT-анализа

Начнем анализ предприятия с оценки текущей ситуации. Для этого необходимо провести SWOT-анализ и оценить финансовое здоровье предприятия.

На первом этапе SWOT-анализа составляется матрица, где формулируются недостатки и достоинства организации. Для предприятия «ЧМК» матрица SWOT-анализа представлена на рис. 5.

Как видно из рисунка 5, количественно слабые стороны предприятия намного превосходят сильные. Централизация управления, отсутствие четкой финансовой политики, отсутствие инструментов мотивации приводит к нестабильной работе предприятия. Не полностью загруженные мощности, незаинтересованность работников в результатах своего труда приводят к росту доли постоянных издержек, что сказывается на общем уровне себестоимости выпускаемой продукции.

Но с другой стороны, «ЧМК», оснащено новым современным оборудованием, полное использование которого обеспечит расширение выпуска продукции, что позволит предприятию завоевать новые сегменты рынка.

Отдельно необходимо отметить такое направление реструктуризации собственного капитала, как скупка акций у разрозненных акционеров с последующей продажей данного пакета потенциальному инвестору. С одной стороны, у предприятия появляется шанс на качественное финансирование собственником, но с другой - данное направление реструктуризации может повлечь за собой потерю контроля над предприятием.

Вторым шагом анализа будет количественная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды. На пересечении строки и столбца ставится экспертная оценка значимости данного сочетания угроз и сильных сторон, возможностей и сильных сторон и сочетание угроз и слабых сторон, возможностей и слабых сторон.

Рис. 5. Матрица SWOT-анализа «ЧМК»

Таблица 3

Количественная оценка сильных и слабых сторон, возможностей и угроз предприятия «ЧМК»

5 баллов - значимость

высокая

1 балл - значимость

низкая

Сильные стороны

Слабые стороны

Всего бал-лов

продукция на экспорт

прогрессивное оборудование

решение соци-альных проблем

продажа в кредит

небольшой ассортимент

не гибкое оборудование

отсутствие инструмента мотивации

централизация управления

незаинтересованность работников

несоответсвие стандартам ISO

Угрозы

конкуренция

5

5

1

5

5

4

4

3

4

5

41

угрозы технологического характера

5

1

1

5

3

3

1

2

1

5

27

рост цен на сырье

2

1

1

2

1

1

2

1

1

1

13

рост цен на энергоресурсы и транспортные расходы

2

1

1

2

1

1

2

1

1

1

13

потеря контрольного пакета акций

повышение налоговых и таможенных ставок

1

1

1

3

1

1

1

1

1

1

12

развитие социально-психологического кризиса

3

1

4

2

1

1

4

4

4

2

26

5 баллов - значимость

высокая

1 балл - значимость

низкая

Сильные стороны

Слабые стороны

Всего балов

продукция на экспорт

прогрессивное оборудование

решение соци-альных проблем

продажа в кредит

небольшой ассортимент

не гибкое оборудование

отсутствие инструмента мотивации

централизация управления

незаинтересованность работников

несоответсвие стандартам ISO

Возможности

расширение ассортимента

5

5

1

1

5

4

5

4

5

5

39

заключение долгосрочных договоров

5

5

1

1

5

5

5

2

4

5

35

повышение технико-технологич. уровня производства

5

5

1

1

4

5

4

2

4

5

37

увеличение объема продаж

5

5

2

3

5

4

5

4

5

5

42

снижение брака за счет нового оборудования

5

5

1

4

3

5

2

3

4

5

36

пересмотр организационной структуры

3

2

2

4

3

2

5

5

5

3

30

скупка акций у работников

Всего балов

42

38

17

29

39

40

45

35

37

44

Результаты оценки по пятибалльной системе приведены в таблице 4. Суммируя полученные оценки по столбцам, можно определить общую значимость сильных и слабых сторон, а суммируя данные строк - возможностей и угроз внешней среды.

Таблица 4

Общая значимость факторов

Показатель

Кол-во баллов

Показатель

Кол-во баллов

Сильные стороны

Слабые стороны

Продукция на экспорт

41

Прогрессивное оборудование

27

Продажа в кредит

29

Решение социальных проблем

17

Небольшой ассортимент

39

Не гибкое оборудование

40

Отсутствие инструмента мотивации

45

Централизация управления

35

Незаинтересованность работников

37

Несоответствие стандартам ISO

44

Возможности

Угрозы

Расширение ассортимента

39

Конкуренция

41

Заключение долгосрочных договоров

35

Угрозы технологического характера

27

Повышение технико-технологического уровня производства

37

Рост цен на сырье

13

Увеличение объема продаж

42

Рост цен на энергоресурсы и транспортные расходы

13

Снижение брака за счет применения нового оборудования

36

Пересмотр организационной структуры

30

Повышение налоговых и таможенных ставок

12

Развитие социально-психологического кризиса

26

Количественная оценка сильных и слабых сторон позволяет расставить приоритеты и на основе этих приоритетов распределять ресурсы между различными проблемами.

Для предприятия «ЧМК» максимально значимой сильной стороной является реализация товара на экспорт (41баллов). На втором месте стоит - наличие прогрессивного оборудования (27 баллов). Именно на эти сильные стороны необходимо обратить внимание менеджерам предприятия.

Достаточно весомыми слабыми сторонами являются факторы, связанные с качеством продукции. Это не весь ассортемент продукции соответствует стандартам ISO .

При улучшении качества продукции экспортные продажи могут увеличиться, что соответствует самому весомому показателю сильной стороны. После этого необходимо направить усилия на расширение ассортимента (39 балл) за счет повышения технико-технологического уровня производства (37 баллов).

При осуществлении вышеперечисленных мероприятий предприятие ОАО «ЧМК» сможет достичь определенного уровня конкурентоспособности, и нейтрализует свою главную угрозу - конкуренцию (41 балла)

После проведения SWOT-анализа приступают к оценке финансового состояния предприятия.