4. Моральное отношение к стратагемам
Интересно отметить, что у европейцев возникает сомнение в применении стратагем, из-за моральной стороны вопроса. Логично предположить, что обманывать ради достижения цели, является аморальным поступком. Однако в Китае не говорят о подлости человека применяющего стратагемы. Это объясняется пословицей «победителей не судят». Человек, который смог правильно использовать стратагемы, в Китае не только не обвиняется, а наоборот почитается. Так же как менее способный шахматист уважает более способного [5].
В Китае мир понимается как игра и это очень интересное наблюдение китайской философии. Также стоит отметить, что современные психологи приходят к выводу, о том, что современный человек, где бы он ни жил, также постоянно играет в игры. Вводя в психологию категорию игры, западные психологи даже не подозревали, что описывают тот быт, который был открыт в Китае еще очень давно [5].
Отсюда и вытекает положительное моральное отношение к стратагемам. Если жизнь это совокупность игр, то совершенно очевидно, что победит сильнейший. Китайцы, таким образом, воспринимают стратагемы не как средство обмана для извлечения выгоды, а как игровой ход, и не обвиняют нравственность того кто его применяет [5].
Однако здесь есть один нюанс, который следует отметить. На момент изобретения, и активного применения стратагем, в Китае шли постоянные войны, и Китай не представлял собой единого государства. Известно, что на войне цель оправдывает средства, и поэтому стратагемы не воспринимались отрицательно, а воспринимались как военная хитрость во благо. Кстати здесь следует отметить и то, что такое отношение сформировалось не только в Китае. В Европейских странах в отношении войны, военная хитрость также почиталась, и более того зачастую даже приветствовалась жестокость [5].
В Китае среди высших кругов общества и знати, бытовало мнение о том, что любой ход в войне или в дипломатии необходимо облекать в стратагемы, отсюда можно заметить стратагемность мышления китайской нации, и отношение к миру как к игре. Позже люди поняли, что стратагемы можно применять не только на военной или дипломатической практике, а также и в быту. Объяснить это можно тем, что сама стратагема представляет собой 4 или реже 3 иероглифа, из-за чего её толкование и диапазон применения может быть крайне широким. В зависимости от сложившейся ситуации [4].
Однако, не смотря на такую секретность многие китайцы, знали о тех или иных стратагемах и даже успешно их использовали. Любая стратагема могла передаваться при помощи народной мудрости, из уст в уста на протяжении поколений или в мифах о культурных героях, которые побеждали своих врагов при помощи мудрости [5].
Кроме того несмотря на то что стратагемы изобретение сугубо китайское, и в европейских странах мы можем найти пословицы напоминающие стратагемы. Ярким примером будет служить пословица «разделяй и властвуй», которая очень похожа на стратагему «сеяния раздора»
В Китае стратагемы получили такое широкое распространение, что даже стали проводится специальные соревнования - чжидоу - которые обозначали как составление, так и реализацию стратагем. Благодаря стратагемам в Китае стратагемность стала чертой национального характера, китайцы очень рано смогли мыслить стратегически и составлять долгосрочные планы [3].
В настоящее время после того как прошла «культурная революция», книга стала общедоступна и массово переводиться на все языки. Успешность книги о 36 стратагемах в настоящее время объясняется тем, что методы, в ней описанные могут применяться во всех областях жизнедеятельности, а не только в военной сфере. Плюс к этому в Китае всегда существовала страсть к книгам, которые несут в себе определенную таинственность [4].
В традиционном Китае искусство составления стратагем всегда оценивалось исключительно высоко. Высшие сановники империи должны были в совершенстве владеть им, излагая свои замыслы императору. В императорских указах, характеризовавших тех или иных государственных деятелей, способность к составлению стратагем отмечалась особо [3]
Однако не стоит полагать, что к стратагемам было только положительное отношение. Еще конфуцианские ученые высказывали неодобрение при подлом использовании стратагем, или их использовании ради низменных целей. Более того ими были разработаны способы, чтобы противостоять людям, использующим стратагемы во вред. Правда, сами эти методы, в сущности, являлись стратагемами [3].
Таким образом, моральное отношение к стратагемам в Китае, и к людям их использующим было весьма положительным, и даже приветствовалось. Однако человек, использующий их во зло, мог ожидать неодобрение со стороны других людей, хотя диапазон понятия «во зло» был довольно узок.
- Стратагемы
- _________________________________________ Основные приемы и стратагемы - Об арсенале приемов и стратагем
- Тридцать шесть стратагем
- Смысл стратагемы по «Книге перемен»:
- 1)История формирования стратегического управления. Древние памятники стратегической мысли: трактат «Военное искусство» Сунь-Цзы, 36 стратагем.
- Смысл стратагемы по «Книге перемен»:
- Тема 15. Стратагемы как ресурс лоббизма и спонсоринга
- VI. Стратагемы проигрышных сражений