logo search
Лекции_2012

Классификация бизнес-процессов

Рисунок 1

Исходя из дифференциации операций, различают основные и вспомогательные процессы.

Основной бизнес-процесс создаёт добавленную стоимость продукта и сам продукт, представляющий ценность для клиента; формируют результат и потребительские качества, за которые внешний клиент готов платить деньги, нацелены на получение прибыли. Основные бизнес-процессы ориентированные на производство товара или оказание услуги, являющихся целевыми объектами создания предприятия и обеспечивающих получение дохода.

Ряд авторов выделяют также сопутствующие бизнес-процессы. Сопутствующими бизнес-процессами являются процессы, ориентированные на производство товара или оказание услуги, являющихся результатами сопутствующей основному производству производственной деятельности предприятия и также обеспечивающих получение дохода. Например, для жирового комбината такими процессами являются процесс производства мыла и процесс производства глицерина.

Поддерживающие бизнес-процессы — поддерживают основные и сопутствующие процессы и процессы развития, создают инфраструктуру компании. К ним относятся вспомогательные и обеспечивающие БП.

Поддерживающие процессы не являются, с точки зрения клиента, важными для создания стоимости, однако, они неотъемлемы при выполнении основного процесса. Поддерживающие процессы не имеют непосредственных точек соприкосновения с производимыми продуктами или предоставляемыми услугами.

Вспомогательными бизнес-процессами являются процессы, предназначенные для жизнеобеспечения основных и сопутствующих процессов и ориентированные на поддержку их специфических черт. Так, для автотранспортного предприятия такими процессами являются процесс ремонта и технического обслуживания транспорта и процесс обеспечения безопасности перевозок.

Вспомогательные процессы создают продукты и услуги для внутреннего потребления компании. При определенных обстоятельствах вспомогательные процессы могут оставаться и совершенствоваться, как внутренние процессы, либо отмирать, либо превращаться из поддерживающего в процесс двойного назначения - поддерживать внутренние услуги и предоставлять продукцию (услуги) вовне.

Вспомогательные процессы могут отмирать в случае конкурентоспособных альтернатив на рынке, т.е. компания может поддерживать получение необходимых услуг не от внутренней службы, а от внешних компаний на условиях аутосорсинга.

В зависимости от стратегии компании определенная часть вспомогательных процессов может превращаться в основные.

Пример.

Многие внутренние инжиниринговые услуги, например, разработка технико-экономических обоснований, проектирование, организация поставок, контроль качества, выполнение различного рода высокотехнологичных услуг, оценка, структурирование проектов, - это те услуги, которые компания использует внутри для организации основной деятельности. При выводе их на достаточно высокий уровень качества и эффективности исполнения они могут быть востребованы вне компании и представляться на рынок.

Обеспечивающими бизнес-процессами являются процессы, предназначенные для жизнеобеспечения основных и сопутствующих процессов и ориентированные на их поддержку. Так, для любого предприятия такими процессами являются процесс финансового обеспечения деятельности, процесс обеспечения кадрами, процесс юридического обеспечения и т. п.

Несмотря на названные критерии, четкое разделение между основными и вспомогательными процессами осложняется тем, что в различных контекстах и для различных предприятий один и тот же процесс может являться как основным, так и вспомогательным. Например, в отличие от традиционных процессов торгового предприятия, при т.н. центральном регулировании продаж, торговое предприятие не занимается логистическими операциями в основном процессе, а концентрируется на операциях по управлению. Таким образом, логистика, традиционно являющаяся в торговле основным процессом, становится вспомогательным процессом.

Бизнес-процессы развития — не создают текущей прибыли, нацелены на получение выгод в долгосрочной перспективе, обеспечивают развитие или совершенствование деятельности компании, производимого товара или услуги, процессы развития технологий, процессы модификации оборудования, а также инновационные процессы.

Процессы управления — нацелены на управление основными и поддерживающими бизнес-процессами, процессами развития компании. Они охватывают весь комплекс функций управления на уровне каждого бизнес-процесса и предприятия в целом. Примерами таких процессов могут являться процессы стратегического, оперативного и текущего планирования, процессы формирования и выполнения управляющих воздействий.

В практике бизнеса могут применяться нотации описания БП, позиционирующиеся на организационной схеме подразделения в зависимости от типологии исполняемых БП (рис.2)

Рисунок 2. Пример представления организационной схемы компании с привязкой к типолгии бизнес-процессов

В качестве альтернативы можно привести классификацию, предложенную компанией BKG Profit Technology и выделяющую следующие восемь типовых видов (процессов) деятельности:

Лекция 3