2.3 Анализ нормативно - правовой базы малого бизнеса в Российской Федерации
Малый и средний бизнес в последние годы становится все более важным элементом в экономике, обеспечивающим активный рост объемов производства, занятости и доходов населения. Поэтому создание правовых, экономических и организационных условий для развития бизнеса является на сегодняшний день одной из важнейших задач всех уровней власти.
На сегодняшний день в Российской Федерации приняты и действуют ряд законодательных и нормативных актов, призванных повысить роль малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии общества, в том числе активизировать их инновационную деятельность
Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Нормативный правовой акт в России является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму. Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.
Поскольку Россия является федеративным государством, в ней действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В РФ установлена следующая иерархическая система нормативно-правовых актов:
В зависимости от юридической силы:
1) Законы
- Конституция РФ
- Федеральные конституционные законы
- Федеральные законы
2) Подзаконные правовые акты:
- Указы Президента РФ
- Постановления Правительства РФ
- Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных ведомств и служб)
3) Локальные нормативно-правовые акты
4) Особую группу составляют международные договоры РФ.
Нормы права, носителями которых являются Конституция РФ и Федеральные Конституционные Законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов.
В зависимости от содержания:
1) отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами)
- гражданско-правовые
- уголовно-правовые
- и т.д.
2) комплексные
Рассмотрим один из основных документов, регулирующих порядок осуществления деятельности малых предприятий, Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации», принятый 24 июля 2007 г., и ставший нормативно-правовой основой дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства.
Закон определяет основные понятия, используемые в сфере регулирования отношений по развитию МП, понятие субъектов МП, инфраструктуры поддержки субъектов МП, виды и формы такой поддержки.
Необходимо отметить, что Федеральный закон № 209-ФЗ в отличие от ранее действовавшего Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», более четко определяет организационно-правовые формы субъектов малого и среднего предпринимательства.
Так, он исключает из их числа государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые и ранее не могли быть малыми предприятиями, поскольку все их имущество находится в государственной или муниципальной собственности соответственно. Кроме того, закон закрепляет возможность получить статус субъекта МП для одной из форм некоммерческих организаций - потребительского кооператива, что в Федеральном законе от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ не было предусмотрено. Следовательно, можно констатировать, что Федеральный закон № 209-ФЗ уточняет перечень организационно-правовых форм субъектов малого и среднего предпринимательства.
Новый закон регулирует гораздо более широкую сферу общественных отношений. Во-первых, как уже отмечалось, его действие распространяется на субъекты не только малого, но и среднего предпринимательства. Во-вторых, новый закон регулирует основы взаимодействия субъектов МП не только с органами государственной власти (федеральными и региональными), но и с органами местного самоуправления, а также с коммерческими и некоммерческими организациями, составляющими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В Федеральном законе № 209-ФЗ определена цель по формированию нормативных правовых механизмов и институтов, обеспечивающих создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, обеспечению конкурентоспособности МП, развитию субъектов среднего предпринимательства как основы конкурентной среды, увеличению общего числа действующих субъектов малого предпринимательства, доли производимых малыми и средними предприятиями товаров, работ и услуг в валовом внутреннем продукте, налоговых доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны создавать условия для привлечения субъектов МП к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства, способствовать созданию акционерных и закрытых паевых инвестиционных фондов. Кроме того, им предписано оказывать содействие патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами МП.
Конкретные планы по развитию малого предпринимательства определены в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 гг.), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г. № 38-р. Для развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства предусматривается создание бизнес-инкубаторов – организаций, формируемых для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений, оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг.
- Филиал фгоу впо «Сибирская академия государственной службы» в г. Новокузнецке курсовая работа
- Новокузнецк 2009
- Введение
- Теоретические основы малого бизнеса
- Теоретическая оценка понятий «малый бизнес», «малое предпринимательство», «малое предприятие»
- Правовые основы малого бизнеса
- 1.3 Отечественный и зарубежный опыт развития малого бизнеса
- Анализ состояния и динамики малого бизнеса в российской федерации
- Возникновение малого бизнеса в Российской Федерации
- Анализ основных направлений развития малого бизнеса в Российской Федерации
- 2.3 Анализ нормативно - правовой базы малого бизнеса в Российской Федерации
- Анализ основных методов государственной поддержки малого бизнеса
- Состояние и перспективы развития малого бизнеса в россии в условиях мирового экономического кризиса