4.1. Цель, задачи и принципы инновационного менеджмента
Основная цель инновационного менеджмента - обеспечение долговременного функционирования и развития ОУ на основе эффективной организации инновационных процессов и высокой конкурентоспособности инновационной продукции, максимизации эффекта от коммерциализации нововведения.
Задачи инновационного менеджмента: 1) найти новое решение в организации образовательного процесса; 2) проведение научно-исследовательских и опытно-педагогических работ; 3) внедрение нового продукта (товара) или процесса в образовательный процесс; 4) одновременная подготовка и организация внедрения и сбыта этого новшества; 5) внедрение нового товара в ОУ и на рынок Об/Ус; 6) закрепление на новых рынках с помощью более высокого качества и конкурентоспособности товара.
Инновационный менеджмент предполагает выполнение следующих работ:
1) разработка и осуществление единой инновационной политики в ОУ;
планирование инновационной деятельности организации, разработка проектов и программ инновационной деятельности;
2) формулирование миссии (ориентация деятельности ОУ на инновации);
3) определение стратегических направлений инновационной деятельности и постановка целей в каждом из них;
4) выбор оптимальной для каждого направления инновационной стратегии развития;
5) организация инновационной деятельности;
6) мотивация участников инновационной деятельности;
7) подготовка и рассмотрение проектов по созданию новых видов продуктов;
8) финансовое и материальное обеспечение проектов инновационной деятельности;
9) подготовка и обучение персонала ОУ для инновационной деятельности;
10) формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов;
11) систематическая оценка результатов инновационной деятельности, контроль за ходом работ по созданию и внедрению новой продукции;
Принципы инновационного менеджмента - научно обоснованные основополагающие идеи, определяющие цели, формы и способы реализации инновационной активности организаций.
Таблица 1. Принципы инновационного и регулярного менеджмента
Принципы инновационного менеджмента, ориентированного на будущих потребителей | Существующие принципы регулярного менеджмента, основанного на подходах менеджмента качества |
Ориентация на будущих потребителей | Ориентация на потребителей |
Лидерство в инновациях | Роль руководства |
Партнерские взаимоотношения с работниками | Вовлечение работников |
Подход как к проекту | Подход как к процессу |
Системный подход к менеджменту | Системный подход к менеджменту |
Непрерывные инновации | Постоянное улучшение |
Поиск нереализованных возможностей | Принятие решений на основе фактов |
Стратегическое партнерство | Взаимовыгодные отношения с поставщиками |
Принцип ориентации на будущих потребителей означает, что будущие доходы организации зависят от тенденции распределения располагаемого дохода будущих потребителей и усилий организации по включению продукции и услуг в сферу интересов будущих потребителей. Применение принципа ориентации на будущих потребителей позволит ОУ активно формировать будущие потребности потребителей, стать активной организацией, формирующей новые рынки и продукты потребления.
Принцип лидерства руководства в инновациях означает, что лидеры инновационного ОУ должны быть способны определить будущее предназначение учреждения, выработать стратегию инноваций, добиться реализации инновационных творческих планов развития ОУ.
Третьим принципом инновационного менеджмента, так же по аналогии с принципами менеджмента качества, может стать принцип вовлечения педагогических работников в инновационные процессы. Инновационные педагоги имеют собственные средства производства, каковыми являются их знания, опыт и умения реализовать свои способности, а поэтому они гораздо более независимы от ОУ, чем их коллеги, не принимающие участия в инновационной деятельности. Соответственно, необходимо принцип вовлечения работников преобразовать в принцип партнерских взаимоотношений с работниками. Это означает, что всем работникам ОУ предоставляется право нестандартного мышления и нестандартных действий, так что работники становятся равноправными партнерами учреждения, и на основе этого партнерства они в максимальной степени раскрывают и реализуют собственные способности.
Следующим принципом инновационного менеджмента может стать принцип подхода как к проекту, в развитии принципа подхода как к процессу, принятого в менеджменте качества. Будущие потребители еще не являются клиентами ОУ, поэтому они не могут быть заинтересованы в существующих процессах, направленных на удовлетворение потребителей, но они могут рассчитывать на завершение инновационных проектов, которые в случае успеха дают им возможность стать существующими потребителями продукции и услуг ОУ. Проектный менеджмент является наиболее приемлемым видом управления для достижения конечного результата инновационной деятельности, для обеспечения концентрации необходимых для этого ресурсов, для обеспечения эффективного достижения заданных конечных результатов.
Пятым принципом инновационного менеджмента является принцип системного подхода к менеджменту, который в соответствии с аналогичным принципом менеджмента качества означает, что определение, понимание и управление системой взаимосвязанных процессов и проектов в соответствии с установленной целью вносят вклад в непрерывное развитие организации. Системный подход к менеджменту создает основы формирования доверия будущих потребителей и вовлечения их в круг настоящих потребителей.
Шестым принципом инновационного менеджмента может стать принцип непрерывных инноваций, в дополнении к соответствующему принципу непрерывных улучшений, применяемому в менеджменте качества. Будущие потребители еще не являются клиентами организации, поэтому они не интересуются непрерывными улучшениями продуктов, услуг и процессов, которые в данный момент на них не направлены. Вместе с тем, они не могут оставаться безразличными к непрерывным инновациям, так как успешно реализованные проекты могут сделать их лояльными клиентами УО.
Принцип поиска нереализованных возможностей, в дополнении принципу принятия решения на основе фактов. Завоевание будущих потребителей не может основывать только на фактах. В инновационной деятельности необходимо опираться на прогнозы, предположения, гипотезы и другие порой недостоверные данные. Инновационные ОУ скорее создают новую реальность и соответствующие ей новые факты появления принципиально новых продуктов и услуг, которые ранее не были никем востребованы, нежели используют только существующие достоверные проверенные данные и факты. Инновационные ОУ являются активными «охотниками» за нереализованными возможностями.
Принцип стратегического партнерства, в расширении принципа взаимовыгодного отношения с поставщиками, применяемого в менеджменте качества. Стратегическое партнерство шире трактует взаимоотношения, и не только с поставщиками, но и с контрагентами, с другими партнерами и остальными заинтересованными в конечных результатах инноваций организациями. Завоевание будущих потребителей является очень масштабной задачей для одного пусть даже очень развитого инновационного ОУ. В таком виде деятельности необходимы альянсы, стратегические объединения, ассоциации, партнеры по стандартизации и сертификации и пр.
Применение предложенных принципов инновационного менеджмента позволит создать систему управления, ориентированную на будущих потребителей. В свою очередь это приведет к значительно более высоким результатам бизнеса, так как вовлечение будущих потребителей обеспечивает рост доходов ОУ, подъем его потенциала, развитие применяемых подходов, изменение в лучшую сторону системы распределения ресурсов, рост мотивации персонала и другие сильные стороны.
- Инновационный менеджмент в образовании Учебное пособие
- Раздел 1. Основы теории и методологии педагогической инноватики
- 1. 1. Предмет и содержание дисциплины «инновационный менеджмент в образовании»
- 1.2. Инноватика как область знаний
- 1.3. Становление научной концепции инновационного менеджмента
- Раздел 2. Педагогическая инновация как объект инновационного менеджмента в образовании
- 2.1. Педагогическая инноватика
- 2.1.1. Типология педагогических нововведений.
- 2.2. Понятие и объекты интеллектуальной собственности
- 2.3. Структура инновационного процесса
- Раздел 3. Движущие мотивы инновационной деятельности
- 3.1. Мотивы инновационной деятельности в учреждении образования
- 3.2. Государственная инновационная политика в сфере образования
- Раздел 4. Инновационный менеджмент в образовательном учреждении
- 4.1. Цель, задачи и принципы инновационного менеджмента
- 4.2. Виды инновационного менеджмента в образовании
- 4.3. Функции инновационного менеджмента
- 4.4. Этапы инновационного менеджмента
- Выбор стратегии внедрения инноваций в оу
- Система управления персоналом как инновация
- Прогнозирование будущего и проблемный анализ оу
- Методы прогнозирования и анализа
- Поиск, отбор и выработка проектной идеи
- Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи
- Современные практические приемы инновационного менеджмента
- Организация работ по выполнению проекта (программы)
- Осуществление инновационного проекта в рамках выбранной организационной структуры.
- Трансфер и диффузия инновации
- Мониторинг (отслеживание) программ по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий
- Контроль за выполнением намеченной программы. Анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией. Корректировка приемов менеджмента инновации
- 4.5. Инновационный маркетинг как особый вид инновационной деятельности Особенности инновационного маркетинга в оу
- Проблемное содержание и функции маркетинга Об/Ус
- Методы маркетинга и проведение исследований
- Маркетинг инноваций в оу
- Раздел 5. Организационные формы инновационной деятельности в оу
- 5.1. Инновационный потенциал оу
- 5.2. Организационные инновации
- 5.3. Организационные формы инновационной деятельности
- Раздел 6. Инновационное предпринимательство и риски
- 6.1. Инновационный проект и его виды
- 6.2. Содержание инновационных проектов
- 6.4. Финансирование инновационной деятельности
- 6.5. Риск инновационных проектов и методы его снижения
- 7. Глоссарий
- 8. Использованная литература
- Содержание