16. Эмпирическая школа управления( ситуационная школа менеджмента)
В процессе развития управленческой мысли произошел поворот к практике управления. Появилось новое направление менеджмента - эмпирическая школа, которая явилась отражением борьбы предыдущих течений. По мнению приверженцев этой школы, главная задача теоретиков в области менеджмента - получение, обработка и анализ практических данных и выдача на этой основе рекомендаций управляющим. Этот подход нашел много приверженцев среди видных менеджеров, собственников компаний, ученых и лиц, непосредственно занятых практикой управления.
Можно выделить два основных направления эмпирической школы: 1)исследования в области практики управления и разработка теоретических основ современного капиталистического общества. Их представители исходят из того, что современное капиталистическое общество не следует отождествлять с рыночной экономикой раннего капитализма, когда производство базировалось только на частнокапиталистической собственности. В современном капиталистическом производстве нет прежней эксплуатации человека человеком, все люди равны и имеют равные возможности в получении и распределении прибыли. Это положение обосновывается теориями, которые доказывают изменение характера экономических и социальных взаимоотношений в современной рыночной экономике США и стран Запада между работниками и владельцами капитала. Среди них такие теории, как участие в прибылях, участие в управлении и др. Эти теории отражают те изменения, которые произошли в экономической и социальной жизни стран с развитыми рыночными отношениями за последние десятилетия. Среди наиболее видных представителей эмпирической школы можно назвать П. Друкера, Р. Дэвиса, Д. Миллера и др.
Главным направлением исследований в эмпирической школе является изучение содержания труда и функций руководителей. Выбор такого направления исследований связан с тем, что эмпирики акцентируют внимание на профессионализации управления, т.е. превращении труда по управлению в самостоятельный, специфический вид - в особую профессию. Представители этой школы утверждают, что труд управляющего характеризуется двумя особенностями, которых нет ни у одной другой профессии. Суть первой особенности заключается в том, что менеджер должен создать из имеющихся разнородных ресурсов подлинно целое единство, а второй - в том, что каждое решение и действие он должен ориентировать на долгосрочные перспективы развития организации.
У независимо от занимаемой должности каждый менеджер выполняет следующие главные функции:
определение целей предприятия, возможных путей их достижения и в зависимости от этого доведение конкретных задач до работников предприятия;
классификация работ, их распределение, создание оптимальной структуры, подбор и расстановка кадров;
использование меры поощрения и принуждения для стимулирования и координации деятельности работников, установление контроля на основе постоянных связей между руководителями и подчиненными;
установление норм выработки, оценка деятельности предприятия и отдельных работников на основе анализа;
мотивация работников в зависимости от результатов их деятельности.
Учитывая, что деятельность менеджера носит комплексный характер, представители эмпирической школы считают, что помимо узкой специализации в области технических или гуманитарных наук он должен владеть научно обоснованными и проверенными на практике методами и приемами управления. Рекомендуя практические приемы управляющим, эмпирики особое внимание уделяют умению налаживать взаимосвязи, устанавливать линии коммуникаций.
Управляющему рекомендуется придерживаться следующих принципов:
стремитесь к ясности своих идей и мыслей, прежде чем приступить к коммуникации;
проанализируйте подлинную цель каждого сообщения;
принимайте во внимание человеческие факторы всякий раз, когда вы передаете сообщение;
планируя сообщение, консультируйтесь при необходимости с другими лицами;
обращайте внимание как на основное содержание сообщения, так и на его форму;
используйте всякую возможность сообщить соответствующим лицам все то, что может иметь определенную ценность для них;
следуйте за своим сообщением, поддерживайте обратную связь, позволяющую своевременно принять соответствующие корректирующие меры;
устанавливайте коммуникации не только для достижения ближайших целей, но и перспективных;
убедитесь в том, что ваши действия подкрепляют ваши сообщения;
стремитесь к тому, чтобы не только вас поняли, но и старайтесь понять сами. Будьте хорошим слушателем.
Рекомендаций подобного рода в эмпирической школе чрезвычайно много. И хотя не все из них носят научный характер, они подчеркивают главные принципы - комплексность деятельности управляющего, степень влияния на подчиненных и необходимость аналитического подхода к проблемам управления.
Теоретики эмпирической школы не обошли своим вниманием и такие важные вопросы, как степень централизации и децентрализации в управлении, а также делегирование полномочий. Широкое распространение получила одна из рекомендаций школы - целевое управление, на необходимость внедрения которого указывал П. Друкер.
- Понятие «управление» и «менеджмент», их виды
- Основные задачи бизнес-менеджмента
- 3) Адаптивное управление
- 4. Принципы и методы управления
- 5 Функции менеджера
- 8. Способы оценки внешних условий функционирования организации
- Вопрос 10. Миссия организации. Выбор целей и стератегий развития.
- 11. Понятие цели. Их виды. Требования к постановке цели.
- 12.Основные школы мен
- Эмпирическая школа и школа «социальных систем»
- 13)Классическая школа управления
- 15. Доктрина «человеческих отношений»
- 16. Эмпирическая школа управления( ситуационная школа менеджмента)
- 17. Школа социальных систем
- 18) Новая школа управления
- 19. Революция менеджеров
- Вопрос 20. Российская управленческая мысль 20х-30х годов
- 21. Японский опыт управления предприятием ( точно-во –время, канбан)
- 22.Индивидуальные потребности: классификация, особенности
- 23. Проблемы управления предприятием в условиях рафинированного потребления продукции
- 25. Способы управления циклом и-п-с
- 26. Экономические службы в структуре управления предприятием.
- 27.Мотивы поведения работников в хоз.Системах
- 28) Виды стимулов и особенности их воздействия на различные группы работников
- 29.Выбор эффективных форм стимулирования и согласования экономических интересов собственников и работников предприятия
- Вопрос 30. Официальное признание заслуг и его роль в менеджменте.
- 31. Методы материального стимулирования трудовой активности работников
- 32. Прогрессивные формы оплаты и стимулирования труда
- 33) Методы коллективного стимулирования работника к деятельности
- 34.Руководство, лидерство, власть.
- 35 Стиль управления
- 34 Руководство, лидерство, власть.
- 36.Организационная культура
- 38) Мотивация и стимулирование в системе поставщик потребитель проблема продвижения нового изделия на рынок
- Вопрос 40. Высшие органы управления ао. Структура, компетенция. Общее собрание акционеров
- Исполнительный орган общества
- Совет директоров общества
- 41. Функции управления
- 42. Виды организационных структур исполнительного управления. Достоинства и недостатки
- 43)Достоинства и недостатки линейно-функциональной структуры управления
- 44 Централизация и децентрализация в управлении. Делегирование полномочий.
- 45 Содержание положения о структурном подразделении , должностной инструкции.
- Вопрос 50. Формальные и неформальные структуры организации.
- 51) Современные тенденции в развитии организационных структур управления
- 52. Информация и информационные системы предприятия
- 53)Семиотика и ее разделы
- 55 Документация ее виды. Документооборот и способы его совершенствования
- 59.Экспертные методы принятия управленческих решений