14. Особенности делового этикета в зарубежных странах.
Деловой этикет сформировался в течение длительного времени как результат постоянного отбора правил и форм наиболее целесообразного делового поведения, способствующего успеху в деловых отношениях. Поэтому, если вы желаете добиться установления прочных деловых отношений с зарубежными партнёрами, изучите деловой этикет той страны, в которую собираетесь отправиться.
Знание этикета собственной страны не значит, что ваши манеры оценят представители других государств. Отправляясь в другую страну, изучите особенности этикетных взаимоотношений, принятых в ней. При переговорах с зарубежными партнерами часто необходимы услуги переводчика. От квалификации переводчика зависит атмосфера и успех переговоров. Наличие переводчика позволяет дополнительно выиграть время и обдумать сказанное собеседником. Япония Поклон — традиционная форма приветствия в Японии, чем ниже поклон, тем большее высказывается уважение. Японская культура не предполагает непосредственного контакта, поэтому похлопывание по плечу, широкие объятия неуместны. Широко принят обмен визитными карточками. Обращение по имени к японскому коллеге недопустимо. Японцы пунктуальны. Вся практика делового общения в Японии основана на предельной точности. Они учатся подавлять свои индивидуалистские порывы, сдерживать амбиции, не выпячивать свои сильные качества. Считается, что такое поведение, согласно традициям, неизбежно будет вознаграждаться. Во время деловых бесед японцы стремятся избегать столкновения позиций. Для них мало характерны значительные изменения в тактике переговоров.
Слушая собеседника, японец всячески демонстрирует внимание. Часто такое поведение европейцами интерпретируется как выражение согласия. На самом же деле он лишь побуждает собеседника продолжать. Точность на переговорах, будь то время их начала и окончания, или выполнение обещаний, взятых на себя обязательств, одна из важнейших черт японского переговорного стиля. Японцы склонны к персонализации деловых отношений, т. е. построению их на личной основе. Японцы любят развлекать гостей и умеют делать это хорошо. Для японцев это возможность установить личные контакты. Подарку в Японии придается очень большое значение. Причем упаковка подарка зачастую более важна, чем сам подарок. Германия Сильные черты немецкого национального характера: трудолюбие, пунктуальность, рациональность, бережливость, организованность, серьезность. Личное представление и знакомство соответствует общепринятым международными нормами: рукопожатие и обмен визитками. Первым следует назвать того, кто находится на более высокой ступени. Переговоры обычно ведутся с участием одного или нескольких партнеров. Все встречи назначаются заблаговременно. Очень сдержанны и официальны, многим кажутся недружелюбными. Любят последовательность и пунктуальность. Не любят необоснованного риска, продумывают все до мелочей. Заключая сделки, немцы настаивают на жестком выполнении принятых обязательств и, в случае их невыполнения, на условии уплаты высоких штрафов. Могут потребовать предоставления гарантийного периода на поставленный товар и залога на случай поставок недоброкачественного товара. Приглашение к себе домой деловых партнеров встречается редко. Вас могут пригласить в ресторан, счета в ресторане часто оплачиваются приглашающими и гостями раздельно. Франция Широко практикуется обсуждение дел за едой. Как правило, деловой обед может длиться полтора-два часа, деловой ужин — занять весь вечер. За трапезой пьют почти всегда вино, а крепкие напитки — редко. Счет в ресторанах, как правило, оплачивает приглашающая сторона. Быть приглашенным на ужин деловым партнером — большая честь. Пунктуальность — не самая характерная черта этой нации. В приветствии весьма важны рукопожатия. Французское рукопожатие разнообразно и имеет множество оттенков — оно может быть холодным, небрежным, снисходительным, дружеским, горячим. Разговор у французов имеет непринужденный характер и происходит с огромной быстротой. Во время деловых приемов к обсуждению дел переходят только после того, как подан кофе. Обсуждение проблем личной жизни не возбраняется. Переход к деловому разговору здесь происходит постепенно. Такой стиль общения в значительной степени обусловлен системой образования, ориентированной на воспитание независимых, свободно мыслящих и высококультурных людей. Главной чертой французов при ведении дел является осторожность. Они весьма искусно и изящно отстаивают свои интересы и позиции, не любят торговаться, переговоры ведут весьма жестко. Они мастерски используют всяческие стратегии и тактики ведения переговоров. Не любят, резкой смены позиций в ходе переговоров. Не выносят давления. Совместные контракты исключительно корректны и точны в формулировках, не допускающих разночтений. Стоит помнить, что французы весьма патриотичны. Поэтому на переговорах с ними весьма желательно использование в качестве официального французского языка. Англия Английский характер - сдержанность, склонность к недосказанности, немногословие, граничащее с молчаливостью. Англичанам присуще чувство справедливости. При ведении дел англичане полагаются на веру в честность партнера, не терпят коварства и хитрости. Общеизвестно их уважение к мнению собеседника. Именно поэтому они избегают категорических утверждений, либо несогласий. Кроме того, в разговоре не приветствуется обсуждение личностной жизни. Яркая черта англичан — это абсолютное соблюдение установленных правил и законов. При этом они требовательны и к себе, и к иностранцам. Имея дело с англичанами, всегда держите в уме господствующее в этой стране правило: «Соблюдай формальности». Обращение по имени не приветствуется, если этот человек не дал такого разрешения. К людям следует обращаться официально — Мистер, Миссис, Мисс. Важно разбираться в званиях и титулах. Большое значение имеет, чье имя будет названо первым. В служебной обстановке приоритет при знакомстве отдается клиенту, поскольку именно он более важное лицо. При первой встрече принято обмениваться рукопожатиями, при дальнейших достаточно устного приветствия. Вообще, физические контакты с ними должны быть минимальны. Разговор начинается с посторонних тем. Решение англичане принимают медленно. На их честное слово можно положиться. Грубым поведением считается болтливость. Все разговоры о делах прекращаются с истечением рабочего времени. Италия Вопреки распространенному мнению, деловые итальянцы отличаются определенной сдержанностью, т.е. в известной мере они чопорны. Представляясь, необходимо назвать только свою фамилию и обменяться рукопожатиями. В Италии рукопожатием обмениваются даже женщины. Целовать руку женщине можно в нерабочей обстановке, в деловой — не принято. Рабочий день в этой стране длится с 9.00 до 13.00 и с 16.00 до 20.00 (в перерыве — сиеста). Деловые люди более энергичны и активны на первых этапах переговоров, стараются не затягивать решения организационных и формальных вопросов, весьма охотно соглашаются на альтернативные варианты решений. Использование деловых партнеров для установления контактов и деловых связей отнюдь не возбраняется. Итальянские предприниматели придают большое значение тому, чтобы переговоры происходили между людьми, занимающими примерно равное положение на своих предприятиях. Деловые развлекательные встречи итальянцы предпочитают устраивать в ресторане. За трапезами итальянцы чаще всего пьют местное вино, без которого не обходится ни одно застолье.
- 1. История терминов: этика, мораль, нравственность.
- 3.Этика и бизнес.
- 4.Этические проблемы деловых отношений.
- 5.Методы внедрения этических принципов в деятельность организации.
- 6. Назначение и содержание этического кодекса.
- 7. Социальная ответственность организации.
- 8.Управленческая этика. Авторитет руководителя.
- 9. Моральная сущность дельфинов и акул.
- 10. Профиль (качества) успешного предпринимателя.
- 11.Виды этикета. Деловой этикет.
- 12. Визитные карточки.
- 13.Деловые подарки и сувениры.
- 14. Особенности делового этикета в зарубежных странах.
- 15. Программа пребывания делегации.
- 16. Подготовка к приему. Виды приема.
- 17. Понятие «деловая беседа».
- 18. Функции деловой беседы.
- 19.Основные этапы деловой беседы.
- 1. Подготовительные мероприятия
- 2. Начало беседы.
- 3. Информирование присутствующих
- 4. Аргументирование выдвигаемых положений
- 5. Завершение беседы.
- 20. Вопросы и замечания собеседников.
- 21. Основные этапы коммерческих переговоров.
- 22.Техника ведения переговоров.
- Этика Конфуция.
- Этика буддизма.
- Этика Аристотеля.
- Этика Сократа.