logo search
ответы на ГОСы

Характеристика функции – «планирование» (стратегическое планирование).

Планирование. Первой функцией менеджмента является планирование, в котором различают два основных этапа: стратегическое планирование и реализацию стратегии.Стратегическое планирование. Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринимаемых руководством, которые ведут к разработке мер, направленных на достижение организацией своих целей.Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим принятию управленческих решений. Иначе можно сказать, что стратегическое планирование –это предвидение, которое представляет собой систему расчетов и методов, процедур и правил, позволяющих определять и оценивать пути достижения цели на длительный период времени. В рамках стратегического планирования имеется четыре вида управленческой деятельности: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение (осознание менеджерами организационных стратегий).Наиболее полно все, связанное со стратегическим планированием и собственно понятием стратегии рассматривается в специальном курсе стратегического менеджмента. Там же дается пять основных определений стратегии. Для наших целей достаточно принять следующие рабочие определения: Стратегия – это долгосрочное качественно определённое направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к её целям. Особенности стратегического плана: разрабатывается с точки зрения перспектив всей компании; основывается на обширных исследованиях и фактических данных; придает фирме индивидуальность и позволяет привлекать определенные категории работников; является целостным в течении определенного промежутка времени и в тоже время гибким (то есть содержит возможность модификации и переориентации). Первым и самым существенным шагом при планировании является выбор целей организации. Основная общая цель организации – четко выраженная причина ее существования – обозначается как ее миссия. Значение миссии, которая формально выражена и эффективно представлена сотрудникам организации, невозможно переоценить. На основе общей миссии организации формируются и устанавливаются общефирменные цели. Они должны быть: конкретными и измеримыми; ориентированными во времени (то есть когда должен быть достигнут результат); быть достижимыми (должны соответствовать возможностям организации и её ресурсам) Быть взаимно поддерживающими (то есть действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей). В зависимости от периода времени, требуемого для их достижения, цели делятся на долгосрочные и краткосрочные. Краткосрочными считаются цели, которые достигаются в течение одного – двух лет, долгосрочными – цели, достигаемые через три – пять лет. Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация. Если возникает необходимость, между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливаются ещё и промежуточные цели, которые называются среднесрочными. Цели организации должны быть достижимыми, гибкими, конкретными, краткими и измеримыми, совместимыми, приемлемыми и должны содержать сроки их выполнения.Постановка целей в процессе управления настолько важна, что были созданы несколько методов, чтобы стимулировать менеджеров заниматься этой деятельностью.