logo search
3_kurs / методички / деловое общение / Деловое общение упп

Этикет делового общения. Общие рекомендации по деловому этикету.

Термин «этикет» означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Требования современного этикета складывались на протяжении столетий. В основе своей они являются международными, поскольку соблюдаются более или менее одинаково во всех странах. В то же время этикет каждой страны может иметь свои и довольно существенные особенности, что обусловлено историческими, национальными, религиозными и другими традициями и обычаями.

Особенностью этикета является сочетание формальных правил поведения в той или иной ситуации со здравым смыслом, полезностью.

Практическое значение этикета состоит в том, что он даёт возможность использовать уже готовые формы вежливости для общения с людьми различных социальных положений в различных ситуациях.

Основы этикета достаточно просты. Это - культура речи, которая предполагает не только её грамматическую и стилистическую правильность, но и отсутствие вульгарных слов, слов-паразитов; элементарная вежливость, которая предполагает умение здороваться, прощаться, говорить «пожалуйста», «будьте добры», «будьте любезны», «извините», благодарить за помощь, услугу, желать спокойной ночи, доброго утра, хорошего аппетита, здоровья и пр.; культура одежды; умение правильно вести себя в общественных местах, в различных ситуациях; умение поддерживать беседу, выражать свои мысли в такой форме, чтобы они были интересны вашим собеседникам и не выглядели как нравоучение; умение управлять своими эмоциями; умение выслушать говорящего; готовность оказать услугу нуждающемуся в ней.

Различают несколько видов этикета: придворный, воинский, дипломатический, общегражданский, деловой.

Рассмотрим специфику делового этикета. В бизнесе очень важны первые впечатления. Вы можете быть хорошим специалистом, но если вы оставляете о себе неприглядное впечатление, то вряд ли ваша карьера будет успешной.

Если же вы ведёте себя достойно, то отношение к вам окружающих будет адекватно. Говоря о специфике делового этикета, надо отметить два основные правила: а) в бизнесе к любому человеку – подчинённому, коллеге или начальнику – следует относиться с одинаковым уважением; б) правила делового этикета одинаковы как для мужчин, так и для женщин.