4. Предпринимательская и инициативная хозяйственная деятельность библиотек
Предпринимательская деятельность библиотеки – платная деятельность, осуществляемая для производства и реализации сверхнормативных продукции и услуг (в т.ч. на договорной основе) с целью получения дополнительных денежных средств на развитие уставной деятельности.
Договорные отношения в условиях библиотеки. Варианты и структура различных видов профильных договоров с партнерами: 1) договоры купли-продажи (поставки; обмена / мены; конкретных прав; авторский договор; лицензионное соглашение; договор аренды / субаренды; лизинга); 2) договоры подряда (на создание и передачу интеллектуальной продукции и услуг; о консультационном / справочно-информационном и ином обслуживании; на рекламу продукции / услуг или вида деятельности); 3) договоры о совместной деятельности (о создании простого товарищества; посредничестве; комиссии; дилерские соглашения; о кредитовании); 4) особые (специальные) виды договоров (договор-контракт со специалистом / специалистами о создании целевого творческого коллектива; о выполнении внутреннего целевого подряда; о закреплении отношений внутренней аренды отдельным сотрудником.
Потенциальные внутренние и внешние источники внебюджетных поступлений в библиотеку: реализационные доходы (дополнительные возмездные услуги / обслуживание, платная интеллектуальная продукция, хозяйственно-договорная деятельность, целевые социально-творческие заказы; продажа неиспользуемой части библиотечного фонда и др.) и нереализационные поступления (экономические санкции к пользователям; арендные / субарендные отношения, посредническая деятельность, призовые фонды профессиональных конкурсов и смотров; гранты, пожертвования и спонсорские взносы, кредиты и пр.)
Границы и соотношение бесплатного и платного в деятельности конкретной библиотеки. Отличительные признаки платных услуг и обслуживания: обязательный денежный эквивалент стоимости, сервисная ориентация, мобильность предлагаемого перечня в соответствии с конъюнктурой спроса (ситуационная полезность). Ведущие принципы постановки платных направлений библиотечной работы: сверхнормативность (внебюджетный характер ресурсного обеспечения), заменяемость (альтернативность бесплатным формам), самоокупаемость / рентабельность, адресность (целевая ориентация), востребуемость / ликвидность, вариативность реализуемых версий, конкурентоспособность.
Группы платных услуг библиотеки на основе предметно-деятельностного признака: библиотечно-информационные; прибиблиотечные и сервисные; консалтинговые и образовательные; досуговые; издательско-полиграфические; рекламные и посреднические услуги. Платное обслуживание – долговременная форма взаимодействия библиотеки с пользователем, его отличительные особенности. Наиболее распространенные виды дополнительного платного обслуживания пользователей библиотек: разноаспектные абонементы, комплексное абонентное обслуживание, обслуживание в рамках автономных стационарных подразделений (специализированных отделов, профилированных кабинетов / центров и т.д.).
Ценообразование на итоговые продукты и услуги библиотек. Двуединая роль цены: регулирование отношений между библиотекой и обществом, обеспечение хозрасчетного характера платных форм обслуживания пользователей. Прейскурантные (директивные) и свободные (договорные) цены; рыночная природа договорных цен. Калькуляция как основа экономически аргументированного ценообразования: упрощенная методика (алгоритм) установления цен на услуги / продукцию библиотечных учреждений. Ведущие калькуляционные статьи: прямые затраты, накладные и прочие расходы, амортизационные отчисления, плановые накопления (рентабельность).
Наиболее распространенные способы ценообразования на услуги и интеллектуальную продукцию библиотеки: ценообразование, основанное на прецеденте, экспертное ценообразование и др. Ценовая политика как важная составная часть общего финансового планирования деятельности библиотечного учреждения. Целевые приоритеты ценовой политики библиотеки: преимущественное обеспечение реализации услуг / продукции, максимизация текущей прибыли, стабилизация позиций и закрепление на профильном рынке.
Библиотека как объект и субъект благотворительности (филантропии, меценатства). Система и формы благотворительной помощи библиотеке: безвозмездная передача материальных ценностей и имущественных прав (дары / пожертвования); предоставление на конкурсной основе невозвратных целевых финансовых средств (гранты); передача на льготных условиях объектов собственности (оборудования, интеллектуальной продукции и др.); публичные акции по сбору средств (выставки, аукционы / распродажи, концерты, издательские проекты, теле- и радиомарафоны и пр.); добровольный безвозмездный труд (волонтерство); комплексная организационно-финансовая поддержка и защита интересов (попечительство / патронаж).
Спонсорство – форма некоммерческого партнерства. Цели спонсорства, отличие от меценатства. Варианты взаимоотношений библиотеки со спонсорами: адресные субсидии, возвратные платежи, оплата счетов, целевые закупки, предоставление в постоянное или во временное пользование оборудования и другое. Роль попечительского совета, общества (клуба) друзей библиотеки в привлечении благотворительной и спонсорской помощи. Фандрейзинг (возрастание средств) как новое направление деятельности по поиску и привлечению дополнительных финансовых ресурсов.
Библиографический список:
1. Инициативная деятельность библиотеки : платные услуги и обслуживание : научно-практическое пособие / сост. С. Д. Колегаева ; науч. ред. В. К. Клюев ; Рос. гос. б-ка. – Москва, 1996. – 203 с.
2. Клюев, В. К. Основы инициативной хозяйственной деятельности библиотеки : учебное пособие для вузов культуры и искусств / В. К. Клюев. – Москва : МГУК : Либерея, 1998. – 136 с.
3. Колегаева, С. Д. Платные услуги и предпринимательская деятельность библиотек / С. Д. Колегаева // Библиотека и закон : справочник. – Москва, 1994. – Вып.2. – С. 182 – 195.
4. Колегаева, С. Д. Предпринимательская деятельность / С. Д. Колегаева // Библиотечная энциклопедия. – Москва, 2007. – С. 819 – 820.
5. Михнова, И. Б. Библиотека и бизнес : практическое пособие / И. Б. Михнова, О. И. Антонова, А. В. Пурник. – Москва : Библиомаркет, 1994. – 168 с.
- Оглавление
- 2. Управление библиотекой: общетеоретические основы
- 3. Управление библиотечным персоналом и коллективом
- 4. Менеджер как субъект управления библиотечно-информационной деятельностью
- 2. Реклама и паблик рилейшнз как ведущие маркетинговые коммуникации библиотеки
- 3. Маркетинговый анализ внутренней и внешней среды библиотеки
- 4. Проектная деятельность библиотеки как инструмент библиотечного маркетинга
- Экономика библиотечно-информационной деятельности
- 1. Библиотечная микроэкономика: становление и развитие
- 2. Хозяйственный механизм и экономические методы управления библиотекой
- 3. Финансовое обеспечение библиотек в современный период
- 4. Предпринимательская и инициативная хозяйственная деятельность библиотек
- Управление библиотечным делом
- 1. Управление библиотечным делом в Российской Федерации
- 2. Общественное и профессиональное самоуправление в библиотечном деле
- 3. Библиотечная политика как основа управления библиотечным делом
- 4. Библиотеки в условиях местного самоуправления
- Инновационно-методическая работа
- 1. Инновационные процессы в библиотеках и управление ими
- 2. Инновационно-методическая работа библиотек в современных условиях
- Документационное обеспечение управления
- 1. Документационное обеспечение управления библиотекой. Правила оформления документов
- 2. Организация документооборота библиотеки