Основные этапы становления современного менеджмента.
Для понимания современного менеджмента важно знать, как появились и развивались те основные понятия, которые легли в основу такого сложного и многоэтажного здания, известного нам под названием «современный менеджмент». Естественно предположить, что управление в современном рыночном понимании этого понятия появилось, когда появились рыночные отношения. Для Европы этот период начался не так давно: всего 150-200 лет тому назад. Это был период развития капитализма, характеризуемый появлением новых производственных сил – первых заводов и фабрик, крупных банков, торговых домов и пр. и соответственно новых производственных отношений. Появились большие массы людей – рабочих и служащих, которыми необходимо было управлять. Особенно актуальной эта проблема встала в конце XIX века в промышленно развитых странах – США, Великобритании, Германии и др. Так возникла первая школа менеджмента ¬ – школа научного управления. Школа научного управления (1885 – 1920 гг) Особенность этой школы – объектом изучения явилось производство на самом нижнем его уровне – рабочем месте. Школа научного управления – это совокупность методов организации и нормирования труда; управление производственными процессами; подбора, расстановки работников и т.п.Аналитический метод нормирования труда основан на непосредственном измерении затрат времени на выполнение определенных трудовых операций и видов работ с помощью хронометрических наблюдений. При этом трудовые операции расчленяются на простые действия и приемы (микродвижения). Это позволило разделить трудовой процесс на отдельные операции, выполнение которых поручалось нескольким работникам. При этом труд высокой квалификации одного рабочего (специалиста) заменяется работой совокупности простых рабочих, не имеющих специальных знаний и навыков, что ускоряет трудовой процесс во много раз. Продолжением и практическим развитие метода стало изобретение конвейера. Основное развитие получил в начале ХХ века (10–20 гг.) в США в автомобильной промышленности. Современную цивилизацию невозможно представить без использования конвейерных технологий. Любое массовое и крупносерийное производство всецело основано на этом методе (текстильная, легкая промышленность, автомобилестроение и т.п.). Однако, крупным недостатком метода является наличие однообразной, монотонной работы. С этим борются при помощи различных методов организации труда (смена рабочих мест на конвейере, применение особых приемов и пр.), а также автоматизацией и роботизацией этих процессов. Поэтому в настоящее время такие операции все больше вытесняются применением автоматических линий и роботизированных комплексов, для разработки которых опыт, накопленный в этой отрасли менеджмента, является неоценимым. В 20-е годы ХХ века возникло целое направление этой деятельности, получившее название «Научная организация труда (НОТ)».
- Ресурсы и реализация стратегий.
- Оценка инвестиционных рисков.
- Характеристика среды организации (среда косвенного воздействия).
- Менеджмент изменений в реализации стратегии.
- Применение научных подходов к разработке управленческих решений.
- Уровни управления и их характеристика.
- Стратегическое видение, миссия и цели организации.
- Необходимость инноваций в современном обществе.
- Общая характеристика функций управления.
- Уровни разработки стратегии.
- Классификация инноваций.
- Характеристика функции – «планирование» (стратегическое планирование).
- Основные функции менеджмента и их характеристика.
- Управление инновационным проектом.
- Характеристика функции - «организация»
- Основные этапы становления современного менеджмента.
- Сущность стратегического менеджмента.
- Принципы разработки инвестиционной стратегии.
- Административная (классическая) школа управления. Принципы Анри Файоля.
- Виды стратегических решений и критерии стратегического выбора.
- Этапы развития управления качеством. Этап 2 – обеспечение качества.
- Основные этапы разработки управленческих решений.
- Виды стратегий.
- Этапы развития управления качеством. Этап 4- системное управление качеством.
- Общие характеристики организации.
- Методы анализа используемые при стратегическом выборе.
- Показатели качества и их оценка.
- Характеристика среды организации (среда прямого воздействия).
- Понятие стратегии.
- Рынок чистой конкуренции.
- Выбор структуры организации.
- Виды стратегических решений и критерии стратегического выбора.
- Экспертиза инновационных проектов.
- Типы структур организации и их характеристика.
- Методы анализа, используемые при стратегическом выборе.
- Методы отбора инновационных проектов для реализации.
- Характеристика функции управления – «Мотивация».
- Ресурсы и реализация стратегии.
- Порядок разработки инновационной стратегии.
- Содержательные и процессуальные теории мотивации. Теория «Маслоу» и ее характеристика.
- Виды стратегических решений.
- Формирование портфеля проектов.
- Характеристика функции управления – «Контроль».
- Анализ динамики рынка.
- Рынок новшеств.
- Школа научного управления, ее сущность и значение в становлении современного менеджмента.
- Современные подходы в менеджменте.
- Подготовка и разработка управленческого решения.
- Семь инструментов качества.
- Разработка управленческого решения.
- Методология управления качеством в организации.
- Применение научных подходов к разработке управленческих решений.
- Типы организационных структур управления и их характеристика.
- Оценка ликвидности инвестиций.
- Внутренние переменные организации.
- Качество, как объект управления.
- Принципы и последовательность формирования инвестиционного портфеля.
- Характеристика базовых структур управления.
- Методы управления и их характеристика.
- Формы инвестиций.
- Основные факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений
- Школа человеческих отношений, ее сущность и значение в становлении современного менеджмента.
- Этап развития управления качеством – контроль качества.
- Разработка стратегии формирования инвестиционных ресурсов.
- Классификация управленческих решений.
- Разработка бизнес-планов инвестиционных проектов.
- Этапы развития управления качеством. Этап 3 – стоимость качества.
- Характеристика процессного подхода в менеджменте.
- Статистическая сводка материалов наблюдения: понятие, виды, основные этапы.
- Понятие и виды стратегических альянсов.
- Характеристика ситуационного подхода в менеджменте.
- Этапы и основные методы статистического исследования.
- Интегральный показатель качества.
- Характеристика сфер, в которых организации устанавливают свои цели.
- Вариационные ряды распределения: сущность, виды, основные их элементы и правила построения.
- Построение пирамиды Парето. Для каких целей она применяется?
- Оценка стратегического плана.
- Форма и виды средних величин, способы их вычисления и примеры практического применения.
- Роль ресурсов в реализации стратегии.
- Сущность и значения процесса делегирования полномочий.
- Понятие и источники статистической информации: основные формы и виды статистических наблюдений.
- Состав стандартов iso 9000.
- Характеристика современных подходов в менеджменте.
- Зависимость организации от внешней среды.