Вопрос 10. Миссия организации. Выбор целей и стератегий развития.
Ми́ссия — основная цель организации, высшее понятие в иерархии целей. Миссия недостижима — это не цель, а высшее предназначение существования компании, что и определяет отсутствие возможности ее достижения.
Миссия — одно из основополагающих понятий стратегического управления. Разные учёные давали различные формулировки миссии.
«Миссия — смысл существования компании с позиции удовлетворения потребностей клиентов, реализации конкурентных преимуществ, мотивации сотрудников фирмы»
«Миссия — это основная общая цель организации — четко выраженная причина ее существования. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии» (Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури).
«Миссия — это философия и предназначение, смысл существования организации» (Виханский О. С.).
Миссия организации определяется на этапе становления организации и редко меняется. В качестве примера реальной миссии компании мирового уровня можно привести миссию компании Matsushita, которую Коносуке Мацусита определял как борьбу с бедностью общества и повышение его благосостояния.
Обычно миссия формулируется в двух вариантах. Короткий вариант миссии представляет собой 1—2 коротких предложения — брендовый слоган организации, направленный прежде всего на формирование имиджа организации в обществе.
Большинство формулировок миссий содержат правильные слова вроде «люди — наш важнейший актив», «мы будем лучшими в своем деле», «наша цель — превзойти ожидания», «наша цель — обеспечить акционерам доходы выше средних». «Ленивый» способ сформулировать миссию — просто соединить все это в любом порядке.
— Филип Котлер "Маркетинг от А до Я. 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер"
Второй — расширенный вариант миссии чаще всего формулируется для внутреннего пользования и должен подробно раскрывать все необходимые аспекты миссии, среди них:
цель функционирования организации,
область деятельности организации,
философия организации,
методы достижения поставленных целей,
методы взаимодействия организации с обществом (социальная политика организации).
Правильно определенная миссия хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.
Миссия — центральный, но не единственный элемент иерархии целей организации. С понятием «миссия» тесно связаны понятия «видение», «ценности», «цели», «показатели результативности», «целевые показатели», «ключевые факторы успеха», «компетенции». Все эти понятия формулируются на основе миссии.
Разработка политики фирмы предполагает:
формирование стратегических целей и задач;
анализ сильных и слабых сторон деятельности фирмы;
оценку существующих и перспективных направлений хозяйственной деятельности;
анализ внешнего окружения и его влияния на функционирование компании;
определение альтернативных наборов производственно-хозяйственной деятельности;
выбор стратегии;
оставление ежегодного бюджета фирмы в целом, её функциональных и хозяйственных центров.
Цели фирмы определяют концепцию ее развития и основные направления деловой активности.
Стратегия фирмы предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы и ее производственно-сбытовые возможности.
При разработке стратегических позиций фирмы используют качественные показатели (ориентиры) и количественные (задания).
Ориентир по существу является более детальной целью, которую фирма стремится достичь путем разработки стратегии.
Стратегия, вырабатываемая на высшем уровне управления, становится целью и ориентиром в низовых уровнях управления. Поэтому следует различать общие (глобальные) цели, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые на базе общих по основным видам и направлениям Деятельности производственно-хозяйственных подразделений.
Общие цели отражают концепцию развития фирмы на длительную перспективу, что требует точного формирования целей и их увязки с ресурсами. Одновременно с формированием Целей происходит их ранжирование по приоритетности. В качестве примера можно привести следующую типичную схему ранжирования.
♦ Обеспечение оптимальной рентабельности, определяемойобъемом продаж, уровнем и нормой прибыли, долей на рынке, уровнем дивиденда, уровнем качества продукции и т.д.
♦ Обеспечение устойчивости положения фирмы по следующим направлениям: техническая политика, потенциал конкурентоспособности, инвестиционная политика, кадровая политиШка, решение социальных вопросов.
♦ Разработка новых направлений развития, новых видов деятельности фирмы, что предполагает разработку структурной]политики, развитие информационных подсистем, разработку но«вых видов продукции и секторов хозяйственной деятельности.
Специфические цели разрабатываются в рамках общих по основным видам деятельности в каждом производственном отделении фирмы. Среди них центральное место занимает обеспечение рентабельности по каждому отдельному подразделе* нию, выступающему центром прибыли.
Другие специфические цели разрабатываются после определения целей по рентабельности, носят характер подцелей по маркетингу, научным исследованиям и разработкам, производству, финансам.
- Понятие «управление» и «менеджмент», их виды
- Основные задачи бизнес-менеджмента
- 3) Адаптивное управление
- 4. Принципы и методы управления
- 5 Функции менеджера
- 8. Способы оценки внешних условий функционирования организации
- Вопрос 10. Миссия организации. Выбор целей и стератегий развития.
- 11. Понятие цели. Их виды. Требования к постановке цели.
- 12.Основные школы мен
- Эмпирическая школа и школа «социальных систем»
- 13)Классическая школа управления
- 15. Доктрина «человеческих отношений»
- 16. Эмпирическая школа управления( ситуационная школа менеджмента)
- 17. Школа социальных систем
- 18) Новая школа управления
- 19. Революция менеджеров
- Вопрос 20. Российская управленческая мысль 20х-30х годов
- 21. Японский опыт управления предприятием ( точно-во –время, канбан)
- 22.Индивидуальные потребности: классификация, особенности
- 23. Проблемы управления предприятием в условиях рафинированного потребления продукции
- 25. Способы управления циклом и-п-с
- 26. Экономические службы в структуре управления предприятием.
- 27.Мотивы поведения работников в хоз.Системах
- 28) Виды стимулов и особенности их воздействия на различные группы работников
- 29.Выбор эффективных форм стимулирования и согласования экономических интересов собственников и работников предприятия
- Вопрос 30. Официальное признание заслуг и его роль в менеджменте.
- 31. Методы материального стимулирования трудовой активности работников
- 32. Прогрессивные формы оплаты и стимулирования труда
- 33) Методы коллективного стимулирования работника к деятельности
- 34.Руководство, лидерство, власть.
- 35 Стиль управления
- 34 Руководство, лидерство, власть.
- 36.Организационная культура
- 38) Мотивация и стимулирование в системе поставщик потребитель проблема продвижения нового изделия на рынок
- Вопрос 40. Высшие органы управления ао. Структура, компетенция. Общее собрание акционеров
- Исполнительный орган общества
- Совет директоров общества
- 41. Функции управления
- 42. Виды организационных структур исполнительного управления. Достоинства и недостатки
- 43)Достоинства и недостатки линейно-функциональной структуры управления
- 44 Централизация и децентрализация в управлении. Делегирование полномочий.
- 45 Содержание положения о структурном подразделении , должностной инструкции.
- Вопрос 50. Формальные и неформальные структуры организации.
- 51) Современные тенденции в развитии организационных структур управления
- 52. Информация и информационные системы предприятия
- 53)Семиотика и ее разделы
- 55 Документация ее виды. Документооборот и способы его совершенствования
- 59.Экспертные методы принятия управленческих решений