4. Проектная деятельность библиотеки как инструмент библиотечного маркетинга
Рыночные отношения, определяющие состояние российской экономики, предъявляют новые требования к функционированию библиотеки. Библиотеки в настоящее время рассматривается как важный фактор духовно-нравственной, экономической и социально-политической стабильности.
Ускорению динамики развития библиотеки содействует применение проектных технологий. Подобная практика получила широкое распространение. Региональные власти оказывают разнообразную поддержку предложениям, с которыми выступают как территориальные учреждения культуры, так и библиотеки.
Проектный метод – это современный эффективный способ управления культурой в целом, отдельными ее отраслями и конкретными учреждениями. Под этим определением следует понимать не только создание отдельного проекта, но и разработку комплекса мероприятий, зачастую долгосрочных и разнохарактерных. Управление проектом – это процесс, направленный на достижение поставленных целей, искусство координации действий коллективов людей, участвующих в выборе и обосновании идеи проекта, оценке эффективности принятых способов достижения поставленных целей.
В библиотечной теории и практике выделяются по уровням разработки (детализации) концепции программы, проекты. По продолжительности проекты могут быть оперативными (до одного года), текущими (1 – 2 года), среднесрочными (3 – 5 лет), долгосрочными (свыше 5-и лет). По масштабам – малые проекты (в пределах небольшой библиотеки или подразделения), монопроекты (тематические), мультпроекты (с участием библиотек города, района, области и других учреждений), мегапроекты (участвуют библиотеки разных ведомств, регионов страны, например мегапроект «Пушкинская библиотека»).
Наиболее часто при анализе библиотечных проектов применяется классификация по принципу целевой ориентации – для чего, с какой целью проводится проект, следовательно, каким будет его содержание. Выделяются пилотные: инвестиционные, информационные, инновационные маркетинговые проекты; стратегические: организационные, партнерские, экономические, социальные, культурно-досуговые, образовательные и др. Проекты могут быть организованы на уровне локальном, межрегиональном, национальном, международном.
Отличительной чертой современных библиотечных проектов, независимо от целевых установок, является их партнерский характер. Инициатива, как правило, исходит от конкретной библиотеки, но на стадии разработки и реализации в проектную деятельность включаются представители местной или региональной администрации, родственных организаций или учреждений.
Каждый проект по-своему уникален. Однако, можно выделить некоторые общие моменты:
- по форме – это документ, составленный по определенному образцу и включающий ряд разделов. Документ, пройдя процедуру экспертизы, должен быть утвержден на соответствующем уровне (это может быть библиотека, муниципальное образование и т.д.);
- по содержанию – в данном документе прописываются цель, задачи, через решение которых достигается цель. Дана проблемная ситуация, обоснована необходимость и важность разрешения данной проблемы в ходе реализации проекта.
Организационный блок содержит комплекс мероприятий: научно-исследовательских, социально-экономических, производственных, организационно-хозяйственных.
Указываются сроки осуществления мероприятий и ответственные за их исполнение. В проекте указываются необходимые средства (материальные ресурсы), требующиеся для его реализации.
Таким образом, можно сказать, что любой проект направлен на решение библиотечной проблемы наиболее эффективными путями в установленные сроки.
Любой проект составляется на основе анализа внешней и внутренней среды библиотеки, т.е. после проведенного маркетингового исследования, включающего анализ ресурсов библиотеки и ее подразделений, соотношение категорий пользователей, эффективность работы по отдельным темам, формы и условия обслуживания и т.д. Итогом анализа становится решение создавать программу, нацеленную на решение наиболее существенной проблемы. На этом этапе важно проведение анализа не только внутри самой библиотеки, но и ее внешней среды. Может использоваться так называемый «двуединый анализ» (в зарубежной практике обозначается WOTS или SWOT («СВОТ»)). Эта аббревиатура составлена из первых букв английских слов «сильные стороны», «слабые стороны», «возможности» и «угрозы»). При проведении такого свот-анализа деятельность библиотеки оценивается в сопоставлении с работой других библиотек.
Затем следует выбор стратегии реализации программы. В отличие от тактики, стратегия не ограничивается временными рамками реализации программы. Стратегия влияет на все без исключения процессы работы библиотеки, предусматривает взаимоотношения с внешней средой, оценивает профессиональный уровень исполнителей программы.
Во внешней среде библиотека должна найти свою нишу среди многих учреждений города
Намеченная стратегия реализуется в политике библиотеки. На этом этапе разрабатываются процедуры и правила, необходимые для выполнения проекта.
Последний этап в разработке программы – распределение ресурсов. Под ресурсным обеспечением подразумевается весь потенциал библиотеки: финансы, оборудование, помещение и т.д.
Структура проекта включает, как правило, следующие разделы:
1. Название (яркое, образное).
2. Анализ существующего положения дел.
3. Цель проекта.
4. Направления деятельности по проекту.
5. Целевая группа проекта.
6. Сущность проекта.
7. Стоимость проекта:
8. Прогноз деятельности по проекту.
9. Рабочий план реализации проекта
10. Перечень оборудования и материалов, которые необходимо приобрести.
11. Источники финансирования проекта.
11. Характеристика организации-заявителя (исполнителя).
Библиографический список:
1. Калякина, В. Проектные технологии в сфере культуры / В. Калякина //Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004. – № 12. – С. 65 – 69.
2. Жадько, Н. В. Проектное развитие библиотек / Н. В. Жадько. –Москва : Елена, 2000. – 96 с.
3. Паршукова, Г. Б. Стратегическое проектирование деятельности библиотеки : (конспект лекций для библиотечных специалистов) / Г. Б. Паршукова ; ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 2004. – 74 с.
4. Суслова, И. М. Библиотека в системе некоммерческого маркетинга : учебно-методическое пособие / И. М. Суслова. – Москва : Профиздат, 2003. – 160 с.
5. Суслова, И. М. Менеджмент в современной библиотеке : научно-методическое пособие / И. М. Суслова, В. В. Кармовский. – Москва : Либерея, 2004. – С. 96 – 127.
6. Суслова, И. М. Проектная деятельность библиотек : научно-практическое пособие / И. М. Суслова, З. И. Злотникова. – Москва : Фаир-Пресс, 2005. – 176 с.
- Оглавление
- 2. Управление библиотекой: общетеоретические основы
- 3. Управление библиотечным персоналом и коллективом
- 4. Менеджер как субъект управления библиотечно-информационной деятельностью
- 2. Реклама и паблик рилейшнз как ведущие маркетинговые коммуникации библиотеки
- 3. Маркетинговый анализ внутренней и внешней среды библиотеки
- 4. Проектная деятельность библиотеки как инструмент библиотечного маркетинга
- Экономика библиотечно-информационной деятельности
- 1. Библиотечная микроэкономика: становление и развитие
- 2. Хозяйственный механизм и экономические методы управления библиотекой
- 3. Финансовое обеспечение библиотек в современный период
- 4. Предпринимательская и инициативная хозяйственная деятельность библиотек
- Управление библиотечным делом
- 1. Управление библиотечным делом в Российской Федерации
- 2. Общественное и профессиональное самоуправление в библиотечном деле
- 3. Библиотечная политика как основа управления библиотечным делом
- 4. Библиотеки в условиях местного самоуправления
- Инновационно-методическая работа
- 1. Инновационные процессы в библиотеках и управление ими
- 2. Инновационно-методическая работа библиотек в современных условиях
- Документационное обеспечение управления
- 1. Документационное обеспечение управления библиотекой. Правила оформления документов
- 2. Организация документооборота библиотеки