logo search
Kursovaya_rabota_etika_1

1.2.Этические проблемы корпоративных отношений

Естественно, что просто выделить и назвать основные принципы этики деловых отношений недостаточно. Надо и чётко определить сферу их применения, т.е. очертить круг основных этических проблем, требующих решения.

Ежегодно в мире проходят сотни семинаров и конференций по проблемам этики деловых отношений, собираются конгрессы и съезды, печатаются книги и специальные издания. Всё это показывает, что деловое сообщество не только осознаёт наличие этических проблем, но и придаёт этому явлению большое значение.

К важнейшим "вечным" моральным дилеммам, перед ко­торыми стоят субъекты корпоративных отношений, можно от­нести следующие:

1) соотношение целей и средств их достижения;

2) соотношение личных и общественных интересов;

3) выбор между краткосрочной выгодой и долгосрочным результатом;

4) соотношение материальных и духовных ценностей при принятии решений.

В современных условиях на макроуровне ключевые эти­ческие проблемы корпоративных отношений возникают в сле­дующих областях:

1) отношения между организациями;

2) отношения между организациями и государством;

3) отношения между организациями-производителями и потребителями;

4) отношения между организациями и их владельцами (ин­весторами);

5) отношения между организациями и местными сообщес­твами;

6) отношения между организациями и окружающей средой.

Между организациями, действующими в одной и той жесфере, неизбежна конкуренция, в процессе которой обязатель­но встает вопрос о выборе средств победы над конкурентом, в том числе и таких, как уменьшение цены продукции (даже ниже ее себестоимости), которая может быть реализована за счет падения заработ­ной платы работников и т. д. И здесь встает вопрос о моральности выбранных экономических мер, то есть до какой степени конкуренция может продолжаться, не нарушая моральных норм и принципов, принятых в обществе.

К настоящему времени сложилось несколько концепций, относящихся к проблеме взаимоотношения организацийи го­сударства, организаций и общества в целом.В соответствии с неоконсервативной концепцией, основывающейся на класси­ческих буржуазно-индивидуалистических взглядах, недопус­тимо вмешательство в дела организации со стороны как госу­дарства, так и общества. Считается, что организация, максимально использующая предоставленную свободу, будет получать более высокую при­быль и тем самым приносить пользу обществу (в виде большего дохода держателей акций, повышения заработной платы наем­ным работникам, а также в виде благотворительности). [4]

Представители второй, более популярной концепции, ут­верждают, что организация является частью общественной структуры и в качестве общественного института не только должна испытывать влияние со стороны общества и государс­тва, но и регулироваться и контролироваться как "снизу", так и "сверху". Снизу – членами общества при помощи формиро­вания общественного мнения (по поводу оценки деятельности организации и качества ее продукции). Сверху – специальны­ми государственными структурами и законами, прежде всего по таким направлениям, как регулирование деятельности ор­ганизаций в целях обеспечения эффективности экономики; ре­гулирование отношений организаций-производителей и пот­ребителей; регулирование действий организаций в отношении окружающей среды.Однако, путем лоббирования организации, желающие получения большей свободы действий, стремятся (и не­безуспешно) влиять на политику, проводимую государством. С обеих сторон прослеживается тенденция моральной оценки своих действий с точки зрения положительного результата, но в понятие положительного результата стороны вкладывают различное содержание.

Проблема отношений между организациями-произво­дителями и потребителямивозникает очень часто. В конечном счете, хотя организация и стремится к получению мак­симально высокой прибыли, ее деятельность будет успешной только в случае, если она даст потребителям то, что они хотят. Продукция не будет продана, если она не соответствует потребительским стандартам или на нее назначена неприемлемая цена. Система отношений между организациями-производите­лями и потребителями будет успешно работать при выполне­нии двух условий: 1) если потребитель получит достаточно адек­ватную и точную информацию о продукции, с тем чтобы он мог принять обоснованное решение, и 2) если потребитель свободен в выборе того, что он хотел бы купить.

Как показывает практика, в рыночной системе, когда в отношения вступают производитель, продавец (посредник) и потребитель, защита интересов последнего достаточно сложна. Она реально осуществима только в тех случаях, когда произ­водитель или продавец, не дорожа репутацией своей фирмы, предлагают потребителю некачественный товар (неисправный, с просроченным сроком хранения).Однако, производя качественную в целом продукцию, про­изводитель естественно предпочитает умалчивать о дефектах ее конструкции или потенциальных опасностях, которые могут появиться в процессе эксплуатации. Информацию об этом пот­ребитель получит, только столкнувшись с недостатками, когда защита его интересов значительно усложняется.

Другая, не менее важная моральная проблема отноше­ний между организациями-производителями и потребите­лями – реклама, которая участвует в процессе конкуренции между организациями и в формировании потребностей потен­циальных покупателей. Здесь появляется проблема точности, правдивости получаемой потребителями информации. Даже за безобидным, на первый взгляд, преувеличением следует возникновение моральных проблем: потребитель, не получая точной информации, лишен свободного обоснованного разум­ного выбора. Еще одна важная моральная проблема, связан­ная с рекламой, это проблема манипулирования потребителем, навязывания ему ненужной продукции, создания потребностей, которые в реальной жизни возникнуть не могли. [3]

Организациям также следует помнить об ответственности перед владельцами (инвесторами).Множество существующих способов обмана инвесторов в основном делятся на два вида: 1) манипулирование инвестициями; 2) нечестное использование прибылей или активов, приводящее к уменьшению законных доходов инвесторов. Также руководство организации может злоупотреблять инвестициями, используя доходы и ресурсы для личного обогащения. Наиболее часто употребляемый способ – мошеннические операции со статьями расходов, другой общепринятый ход – завышение счёта с последующим дележом разницы между завышенной и реальной суммой счёта с поставщиком. Кроме того, существует практика, продажи конфиденциальной информации конкурентам, или её использование для игры на бирже.

Моральные проблемы могут возникнуть и в отношениях организации с местным сообществом. Предполагается, что организация будет принимать участие в обеспечении экономической стабильности данного сообщества, развитии инфраструктуры местности, создании новых рабочих мест и сохранении предприятий от которых зависит благосостояние местных сообществ. Также на организации лежит «моральный долг филантропии», заключающийся в поддержке неприбыльных предприятий, важных как для местного сообщества, так и для культурного и социального развития регионов (образование, медицина и т.п.). [3]

Отношения между организацией и окружающей средой  одна из наиболее острых проблем современного бизнеса. Ухудшение экологической обстановки оказало на экономику двойственное воздействие. С одной стороны, возникла обширная сфера приложения капитала:

1) разработка и выпуск безотходных технологий и очистного оборудования;

2) разработка и модификация утилизационного оборудования для промышленных и бытовых отходов;

3) выпуск экологически чистого питания и питьевой воды;

4) финансирование мероприятий по охране природы и т.п.

С другой стороны, возросли затраты и обязанности предпринимателей которые теперь должны:

1) платить крупные штрафы за нанесённый экологический ущерб;

2) модернизировать производство с учётом экологических стандартов;

3) учитывать ужесточающееся природоохранное законодательство;

4) создавать своей компании привлекательный «экологический имидж»;

5) сотрудничать с экологическими организациями и госорганами;

6) вырабатывать рациональную стратегию природопользования и т.д.

В реальности многие организации пытаются решить экологические проблемы, нарушая как моральные, так и юридические нормы. Сокрытие подлинной информации о последствиях вредных производств для окружающей среды, их перенос в страны с неразвитым экономическим законодательством, подкуп чиновников, отвечающих за природоохрану – таков список стандартных нарушений.

Серьезные моральные и этические проблемы возникают в настоящее время и на микроуровне, внутри организаций. Они проявляются в принятии управленческих решений; во взаимо­отношениях между руководителями и подчиненными; в поло­жении женщин в организации; в существовании так называе­мых взаимных услуг.

Среди аргументов, "обосновывающих" принятие неэтич­ных управленческих решений,можно выделить следующие:

1) уверенность в том, что данная деятельность не выходит за рамки этических и юридических норм, т. е. на самом деле не является аморальной;

2) уверенность в том, что данная деятельность отвечает интересам индивида или корпорации и что ожидаются именно подобные действия;

3) уверенность в том, что данная деятельность "безопасна ", так как никогда не будет обнаружена и обнародована;

4) уверенность в том, что поскольку данная деятельность "помогает" организации, то она не наказуема.

Значительное число людей, оказавшихся в двусмысленной ситуации, считают правильными те действия, что не были за­прещены. Руководители, как правило, редко прямо просят сво­их подчиненных о незаконных или неосторожных действиях, но дают понять, что кое о чем они предпочли бы не знать, наме­кая при этом на значительное вознаграждение. У менеджеров низового звена, как правило, нет четких инструкций относи­тельно того, на какие аспекты их деятельности будут смотреть сквозь пальцы, а какие будут осуждать. [10]

Амбициозные менеджеры ищут способы привлечь внимание, выделиться среди других. Некоторые полагают, что нетрудно хо­рошо выглядеть в краткосрочной перспективе, если избегать того, что даст результат только в долгосрочном плане (например, мож­но игнорировать службу ремонта, или переобучение, или пробле­му повышения качества обслуживания покупателей, сосредоточившись лишь на получении прибыли).

Менеджеров часто продвигают по служебной лестнице на основании результатов, достигнутых именно таки­ми способами, а ответственность за принятые ранее решения несут ихменее удачливые последователи. Многие случаи незаконного поведения в организациях никогда не расследуются. В моменты кризиса о границах недопустимых действий вообще забывают.

Отношения между руководителями и подчиненнымивлияют на весь характер делового общения, во многом определяя его психологический климат. Это касается, прежде всего, распоряжений, которые отдаются в процессе управления, критериев служебной дисциплины, участия подчиненных в принятии решений, методов поощрения к более активным действиям. Значительная часть работников, встречаясь в организации с вопиющими фактами растрат, обмана или коррупции, ничего не предпринимает для их служебного разоблачения. С традиционной в нашем обществе точки зрения в таких ситуациях существует некая "нравственная" дилемма, возникает вопрос о критериях этичности информирования начальства или сослуживцев.

Нередко в деловых отношениях проблемы решаются в нарушение существующего юридического, экономического, морального порядка, за счет использования положения отде­льных людей, имеющих привилегированный доступ к товарам и услугам. В системе взаимных услуг получатель обязан воз­вратить услугу когда-нибудь в будущем, но – с "процентами". А когда услуга возвращена, то человек, ранее оказавший ее, снова обязан отплатить за нее еще большей услугой.

Разрастаясь, система такого рода неформальных взаи­моотношений по принципу "ты – мне, я – тебе" разрушает существующие официальные отношения между людьми и ор­ганизациями. Ситуация с незаконным или безнравственным получением некоторых товаров или услуг может принять эти­чески более сложную форму, когда человек представляет не свои интересы, а интересы организации, т. е. ее персонала, кли­ентов, потребителей.

Культурная традиция, также тесно связанная с системой взаим­ных услуг, – это подарки. Сделать или получить подарок иногда оз­начает гораздо больше, чем просто дружеский жест. Трудности при традиционном обмене подарками связаны с установлени­ем критериев отличия подарка от взятки и соответствующей оценкой ситуации.

На основании опроса руководителей различных организа­ций в США были выделены следующие этические проблемы, возникающие в корпоративных отношениях:

1) сокрытие фактов и неверная информация в отчетах при проведении проверок;

2) выпуск некачественной продукции или необходимость ее постоянного технического обслуживания;

3) завышение цен или прямой обман при проведении дело­вых переговоров;

4) излишняя самоуверенность в суждениях, которая может привести к нанесению ущерба интересам компании;

5) безоговорочное подчинение руководству, каким бы неэ­тичным и несправедливым оно ни оказалось;

6) наличие фаворитов;

7) невозможность высказать свое возмущение и несогласие в атмосфере постоянных неэтичных поступков;

8) невозможность уделять должное внимание семье или личным делам из-за обилия работы;

9) производство продукции с сомнительными характерис­тиками по безопасности;

10) невозвращение каких-либо вещей или Ценностей, взя­тых на рабочем месте, у сослуживцев или из фондов компа­нии;

11) сознательное преувеличение преимуществ своего плана работы для получения поддержка;

12) преувеличенное внимание к перемещениям по иерархи­ческой лестнице в ущерб интересам дела;

13) перемещение по служебной лестнице "по головам" со­служивцев;

14) обман работников с целью получения выгоды для ком­пании;

15) создание союзов с сомнительными партнерами в надеж­де на счастливую случайность;

16) затяжки и промедления: с выполнением своих обязан­ностей, что приводит к растрате времени и денег Компании;

17) оказание негативного влияния на общественно-полити­ческий процесс путем внесения изменений в законодательство за взятки. [2]

В значительной мере этот перечень проблем справедлив и для российских условий.

Как мы видим из вышеизложенного, на сегодняшний день существует множество этических проблем, с которыми ежедневно сталкиваются люди как на микро-, так и на макроуровне деловых отношений. Поэтому разработка этических принципов и их внедрение в повседневную жизнь компании с целью урегулирования межличностных отношений, повышения производительности труда, поддержания имиджа, престижа фирмы является одной из важнейших задач современного менеджмента. Одним из методов урегулирования этических трудностей, возникающих в деловой сфере, является создание компаниями своих этических кодексов.