Сдвиг парадигмы
В процессе изменения условий деятельности предприятий произошёл сдвиг парадигмы управления ими.
Парадигма – смена системы понятий, ценностей и целей.
Изменению подверглись две категории парадигмы:
изменение характера реальных условий и природы организации
изменение метода научного познания.
О природе организации: первый сдвиг парадигмы
Механистическая модель: организация представляет собой неразумную систему, у которой нет своей собственной цели. Это инструмент, чью функцию определяет хозяин, орудие владельца для достижения своей цели – получение прибыли.
Система с одним разумом приставляет собой живую систему с одним разумом (как человеческий организм), у которой имеется своя собственная цель, которая заключается в выживании. Для выживания биологические системы должны расти. Для этого им следует использовать в своих интересах окружающую среду.
Мерой успеха организации является рост, единственный и наиважнейший показатель эффективности, а прибыль представляет собой средство для его достижения.
Мультиразумная система – социальная организация, которая рассматривается как добровольный союз целеустремлённых членов, самостоятельно определяющих, к чему следует стремиться и какие средства предпочесть для достижения намеченного.
Цель организации заключается в обслуживании интересов её участников при одновременном удовлетворении потребностей внешней среды.
Главная задача организации (системы) совместить интересы целеустремлённых друг с другом членов (подсистем) и с целым.
О природе научного познания: второй сдвиг парадигмы
Классическая наука полагает, что целое – это не что иное, как сумма частей. Поэтому для понимания поведения целого надо выявить воздействия, которые оказывают на неё каждый независимый параметр.
Изучение независимых переменных лежит в основе аналитического мышления, которое осталось неизменным во всех трёх аспектах – механистическом, биологическом и социальном. Аналитический подход представляет собой трёхступенчатый мыслительный процесс: сначала объект изучения разбивается на части, затем делается попытка объяснить поведение каждого элемента в отдельности, и наконец, происходит синтез полученных суждений для объяснения целого.
Системный подход изучает систему с точки зрения окружающей среды, частью которой данная система является, рассматривается роль системы в функционировании целого.
Первое поколение системного мышления (исследование операций) решало проблему взаимозависимости в контексте механистических (детерминированных) систем.
Второе поколение системного мышления (кибернетика и открытые системы) занималось двойной проблемой взаимозависимости и самоорганизации в контексте живых систем.
Третье поколение пытается справиться с тройной проблемой взаимозависимости, самоорганизации и выбора в контексте социокультурных систем.
-
Содержание
- Введение
- Функциональная и процессно-ориентированная организация
- Функциональное управление организацией
- Дивизионная структура организации
- Сдвиг парадигмы
- Процессно-ориентированное управление
- Процессный подход на российских предприятиях
- Бизнес-процесс
- 2.1. Основные термины, используемые в процессном подходе
- Концептуальная схема управления процессом
- Классификация бизнес-процессов
- Методы моделирования бизнес-процессов
- Модель бп и её назначение
- Описание бп сверху
- Моделирования бизнес-процесса «снизу»
- Определение концепции (точки зрения) и целей описания бп
- Определение окружения бп
- Построение функциональной структуры бп
- Основы структурного анализа
- 4.1. Sadt-модели
- Цель моделирования
- Точка зрения на моделируемую систему
- Границы исследуемой системы
- Декомпозиция модели
- Функциональное моделирование бизнес-процессов в idef0
- Функциональный блок
- Интерфейсные дуги
- Декомпозиция
- Четвёртое понятие idef0 — глоссарий (Glossary).
- Пример описания деятельности компании
- Взаимодействие по Выходу
- Взаимодействие по Входу
- Управление процесса
- Механизмы процесса
- Системное моделирование организаций. Методология idef3.
- Стандарт idef3
- Основные элементы idef3-диаграмм
- Функциональный элемент (uob).
- Элемент «связь».
- Перекресток.
- Элемент «Referent» (указатель, ссылка).
- Декомпозиция описания процесса
- Процесс построения idef3-модели
- Взаимосвязь моделей idef0 и idef3
- Действия, выполняемые в функциональных блоках
- Создание моделей idef3 для отображения блоков idef0
- Диаграммы потоков данных (Data Flow Diagramming)
- Синтаксис dfd
- Семантика dfd
- Декомпозиция работы idef0 и dfd в диаграмму dfd.
- Межстраничные ссылки (Off-Page Reference) и внешние сущности (External Reference) на диаграммах dfd и idef0.
- Ветвление и объединение
- Построение диаграмм потоков данных
- Два подхода к построению dfd-моделей
- Построение модели
- Построение контекстных диаграмм
- Детализация и спецификации процессов
- Миниспецификация
- Менеджмент проектов по реинжинирингу процессов
- Цели проекта
- План проекта
- Организационная структура проекта
- Контроллинг проектов
- Подготовка к моделированию процессов
- Необходимость подготовки моделирования процессов
- Качество информационных моделей
- Принципы урегулированного моделирования (пум)
- Порядок подготовки к моделированию процессов
- Идентификация и выбор перспектив
- Определение способов распространения моделей
- Спецификация техник моделирования
- Выбор типов моделей
- Спецификация единых правил моделирования (епм)
- Конфигурация моделей
- Инструмент моделирования Выбор инструмента моделирования
- Пользовательская настройка инструмента моделирования
- Разработка целостной структуры процессов
- Моделирование «Как есть (as-is)
- Порядок моделирования «как есть»
- Разделение предмета моделирования
- Выбор проблемных областей
- Документация моделей «как есть»
- Консолидация моделей
- Анализ фактической ситуации
- Порядок выполнения процессов
- Информационно-техническая поддержка процессов
- Организационная структура и персонал
- Документация слабых мест и потенциалов оптимизации
- Срочные меры по устранению слабых мест
- Пример моделирования деятельности компании как есть
- Описание компании
- 10.3.2. Разработка целостной структуры процессов (корневой модели)
- 10.3.3. Контекстная модель компании
- Управление процесса
- Часть 1 крепится к части 3 посредством соединительной части 2 и четырех болтов м2
- Анализ организации процесса изготовления изделия «а»
- Моделирование «как должно быть»
- Порядок моделирования «как должно быть»
- Конкретизация целей моделирования
- Определение степени детализации
- Создание общей схемы процессов
- Создание и документация моделей
- Анализ моделей «как должно быть»
- Создание единой целостной модели