logo search
лекц заочн рус

4. Общие основы инновационного менеджмента.

1.Понятие и сущность инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент - часть экономической науки и профессиональной деятельности, связанной с созданием новой техники и технологии, новых способов организации производства и работы. Менеджмент эквивалентный управлению, он используется относительно разных экономических процессов на предприятиях. Рядом с общим менеджментом различают разновидности управления разными функциональными сферами (видами хозяйственной деятельности на предприятии). Они называются функциональным менеджментом. Управление процессами производства -производственный менеджмент; финансами - финансовый менеджмент; инвестициями - инвестиционный; кадрами - персональный. Инновационный менеджмент - одна из разновидностей функционального менеджмента. Содержание понятия инновационного менеджмента можно рассматривать в трех основных аспектах:

1.Наука и искусство управления.

2.Вид деятельности (процесс принятия решения).

3.Аппарат управления инновациями. Как наука и искусство управления он основан на принципах общего менеджмента. Как вид деятельности он представляет собой технологическую схему управления инновациями на предприятиях и организациях. Состав функций и задач управления определяется уровнем инновационной системы (народное хозяйство, область, предприятие, инновационный проект) и условиями ее функционирования. Как вид деятельности инновационный менеджмент припускает распределение задач между конкретными исполнителями.

Инновационный менеджмент как аппарат управления инновациями - структурное оформление инновационной сферы (разработка конкретных структур управления на разных уровнях и для разных условий функционирования). Инновационный менеджмент как аппарат управления относительно предприятия включает систему управления инновациями, которое состоит из конкретных органов управления, институт менеджеров, которые выступают субъектами управления и наделенных определенными полномочиями.

2.Развитие и современное состояние инновационного менеджмента.

Различают 4 этапа развития инновационного менеджмента:

1)Факторный подход.

2)Функциональная концепция.

3)Системный подход.

4)Ситуационный подход.

Для факторного подхода характерное рассмотрение науки и техники как одного из важнейших факторов развития экономики. Важными элементами развития промышленных предприятий были НДДКР, кадры, материально-техническая база, информационная база. Факторный подход припускал разработку оценочных критериев для каждого из указанных составляющих и использование экстенсивных факторов развития этой сферы (расширение масштабов научно-технической деятельности). Этот этап обеспечил довольно высокие результаты и уровень развития этой сферы, хотя и за счет больших масштабов финансирования (особенно фундаментальной науки), большего количества специалистов и соответствующих учреждений. Их количество значительно превышало соответствующие показатели в других развитых странах.

Функциональный подход рассматривает инновационный менеджмент как совокупность управленческих функций и процессов принятия решений. Существуют разные классификации функций управления инновациями, основанные на разных подходах.

Системный подход припускает анализ предприятия как сложной системы, составленной из взаимозависимых элементов, ориентированных на достижение поставленных целей. Системный подход обеспечивает учет большого количества факторов, которые влияют на управление, и рассмотрение их во взаимной связи с важнейшими внешними и внутренними тенденциями развития данных инноваций.

Ситуационный подход представляет собой синтез достижений каждой из рассмотренных концепций и припускает возможность анализа при разных вариантах развития рассмотренных процессов.

3.Система функций инновационного менеджмента.

Функции инновационного менеджмента - это состав общих задач управления, решаемых при осуществлении.

Соответственно одному з часто используемых подходов выделяют две группы функций:

1)Основные (предметные);

2) Забезпечуючі.

К основным относят формирования, планирование, организацию и контроль.

Функции, которые обеспечивают, включают управленческие процессы и инструменты, которые оказывают содействие эффективному осуществлению предметных функций. К ним относят:

- социально-психологические

- технологические (процессуальные).

Социально-психологические функции связанные с характером отношений в коллективе. Они содержат два разновидности функций: делегирование и мотивацию. Делегирование включает комплекс управленческих решений, направленних на рациональное распределение работ и ответственности за их выполнение между конкретными исполнителями. Мотивация предусматривает создание системы моральных и материальных стимулов для сотрудников коллектива, а также предусматривает планирование, организацию и обеспечение, повышение профессионального уровня и возможности карьеры сотрудников.

Ведущие заграничные фирмы имеют четкую систему повышения квалификации, ротации кадров.

Процессуальные функции разделяют для двух видов деятельности (решение и коммуникации). Процессуальные функции являются основными средствами реализации социально-психологических и предметных функций.

Воля руководителя в управлении инновациями находит выражение в управленческих решениях, они являются главной формой осуществления инновационных идей. Решения охватывают все стадии жизненного цикла инновационного проекта.

Функция коммуникации заключается в подготовке, получении, обработке и передаче информации для успешного продвижения инноваций. Поскольку информация есть практически всегда необходимым условием создания инноваций, то эта функция имеет особенно большое значение.

4.Содержание процесса управления инновациями.

Предметные функции включают формирование целей инновационной деятельности, планирование инноваций, организацию работ, контроль за их осуществлением. Процесс управления начинается из формирование системы целей и задач инновационного проекта на определенный период времени.

Цель - это необходимое состояние инновационной системы. Цель организации должна устанавливать конкретные ориентиры в заданный период времени.

Процесс формирования целей и составляет одну из процедур инновационного менеджмента, будучи составной частью всех плановых расчетов в инновационной сфере. Планирование как функция инновационного менеджмента заключается в обосновании основных направлений инновационной деятельности соответственно установленными целями, имеющимися ресурсами и возможным спросом продукта на рынках. В ходе планирования обеспечивается конкретизация целей и доведение их к конкретным подразделам и исполнителям; распределение конкретных задач по участникам; определение конкретного состава ресурсов; согласование очередности и сроков выполнения конкретных работ. Организация инновации заключается в обеспечении выполнения плановых задач с целью реализации принятой стратегии инновационного проекта. Она обеспечивает рациональное соединение в пространстве и времени всех элементов инновационного процесса.