2. Иерархия потребностей и методы их удовлетворения.
В настоящее время различают два основных вида теории мотивации:
1) содержательные;
2) процессуальные.
Главными теоретиками содержательных теорий мотивации являются Дэвид МакКлелланд, Абрахам Маслоуи ФредерикГерцберг.
Представители этой теории были убеждены в наличии у человека внутренних побуждающих факторов, называемых потребностями. Именно наличие у человека потребностей и желания их удовлетворить побуждает людей действовать т.о., чтобы все это претворить в жизнь.
Потребность — это нехватка чего-либо, желание иметь что-либо, без чего человек чувствует себя некомфортно. Существует два вида потребностей:
1) первичные;
2) вторичные.
Первичные потребности — это самые насущные потребности, потребности, которые называются физиологическими. Без удовлетворения физиологических потребностей в пище, воде, в отдыхе, потребности дышать и т.д. человек не может жить. Такие потребности появляются вместе с рождением человека.
Вторичные потребности носят психологический характер. К ним относятся такие потребности, как потребность в успехе, творческой самореализации, уважении, власти, потребность принадлежать кому-либо или чему-либо.
К наиболее распространенным процессуальным теориям мотивации можно отнести модель мотивации Портера— Лоулера, теорию ожидания и теорию справедливости. Эти теории основаны на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания.
Применительно к мотивации труда понятие «вознаграждение» рассматривается не только с точки зрения денежного вознаграждения. В широком смысле это понятие означает все то, что человек считает ценным для себя в данный момент. Различают два вида вознаграждения — внутреннее и внешнее.
Внутреннее вознаграждение — это чувство удовлетворения от выполненной работы в результате достижения поставленной цели, чувство достижения высокого результата, значимости выполняемой работы, самоуважения, возникающее в процессе выполнения работы. Возникновению внутреннего вознаграждения способствует хорошая психологическая обстановка в коллективе. Дружба, общение и взаимопомощь, возникающие между коллегами в процессе совместной деятельности, имеют немаловажное значение при возникновении чувства удовлетворения работой.
Внешнее вознаграждение, в отличие от внутреннего вознаграждения, не возникает стихийно в процессе самой работы, этот вид вознаграждения от политики организации в области управления персоналом, от рода и вида деятельности как организации в целом, так и конкретного работника. Этот вид вознаграждения следует рассматривать как материальное вознаграждение в виде заработной платы, выплаты пособии, льгот, премий, дохода, получаемого от участия в управлении фирмой, и нематериальное вознаграждение в виде продвижения по службе, похвалы и признания. Для того чтобы использовать в большей степени внутренние и внешние вознаграждения в целях мотивации, следует определить реальные потребности работников.
В практике многих известных зарубежных фирм получили широкое распространение методы мотивации, связанные с материальным поощрением. Например, дифференцированная оценка (в баллах) результатов выполняемой работы. При этом учитывается степень ее сложности, квалификации работников, занятых в производстве, в соответствии с их физическими способностями, полученным образованием, условиями труда и др. Широкое распространение на практике получили методы мотивации, связанные с участием работников в распределении прибыли.
Используется материальное вознаграждение в виде различных подарков, а также туристическими путевками.
Теория мотивации А. Маслоу утверждает, что люди в своих мотивациях опираются на пять видов потребностей. Потребности формируют иерархию, в которой любая потребность становится мотиватором только лишь после того, как низшая в иерархии будет удовлетворена.
Теория мотивации К- Альдерфера выделяет три группы потребностей; существования, связи, роста. Если по А. Маслоу происходит движение от потребности к потребности только снизу вверх, то К. Альдерфер считает, что движение идет в обе стороны: наверх, если удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. При этом К. Альдерфер считает, что в случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень.
Теория мотивации Д. МакКлелланда ставит основной акцент на потребности высших уровней. Утверждается, что людям присущи три потребности; власти, успеха и причастности. Теория обосновывает, что в настоящее время особенно важны потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены.
Согласно теории мотивации Ф. Герцберга, потребности делятся на факторы здоровья и мотивирующие факторы. Факторы здоровья создают нормальные здоровые условия труда. Мотивирующие факторы, которые примерно соответствуют потребностям высших уровней у А Маслоу и Д. МакКлелланда, активно воздействуют на поведение человека. Наличие факторов здоровья всего лишь не дает развиться неудовлетворению работой. Теория мотивации Ф. Герцберга имеет много общего с теорией А Маслоу. Факторы здоровья Ф. Герцберга соответствуют физиологическим потребностям, потребно-, стям в безопасности и уверенности в будущем. Его мотивирующие факторы сравнимы с потребностями высших уровней А Маслоу. Но в одном пункте эти две теории резко расходятся. А Маслоу рассматривал факторы здоровья как нечто, что вызывает ту или иную линию поведения. Ф. Герцберг, напротив, считает, что работник начинает обращать внимание на факторы здоровья только тогда, когда сочтет их реализацию неадекватной или несправедливой.
В рамках процессуальных теорий мотивации также предполагается мотивирующая роль потребностей, однако сама мотивация рассматривается с точки зрения того, что заставляет человека направлять усилия на достижение различных целей.
Теория ожиданий базируется на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда уверен в большой вероятности удовлетворения в результате ее достижения своих потребностей. Мотивация является функцией фактора ожидания «затраты труда – результаты», ожидания - «результаты – вознаграждение» и степени удовлетворения (ценности вознаграждения). Наиболее эффективная мотивация достигается, когда люди верят, что их усилия обязательно позволят им достичь цели и приведут к получению особо ценного вознаграждения. Мотивация ослабевает, если вероятность успеха или ценность вознаграждения оценивается людьми невысоко.
Теория справедливости предполагает, что люди подвергают субъективной оценке отношение вознаграждения к затраченным усилиям и сравнивают его с тем, что, как они считают, получили другие работники за аналогичную работу. Несправедливое, по их оценкам, вознаграждение приводит к возникновению психологического напряжения. В целом, если человек считает свой труд недооцененным, то он оставит объем затрачиваемых усилий на прежнем уровне или даже увеличит его.
Модель мотивации Портера-Лоулера базируется на том, что мотивация является функцией потребностей, ожиданий и восприятия работниками справедливого вознаграждения. Результативность труда работника зависит от приложенных им усилий, его характерных особенностей и возможностей, а также оценки им своей роли. Объем затрачиваемых усилий зависит от оценки работником ценности вознаграждения и уверенности в том, что оно будет получено. Согласно модели Портера-Лоулера результативность труда порождает удовлетворенность, а вовсе не наоборот, как считают сторонники теории человеческих отношений.
- «Менеджмент»
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- 080109.95 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
- Содержание
- Тема 1. Современный этап развития экономики России. Объективная необходимость
- Тема 10. Мотивация труда в системе управления 38
- Тема 11. Контроллинг и другие инновации в современном менеджменте 43
- Тема 12. Реинжиниринг бизнес-процесов. Проект –менеджмент 47
- Тема 13. Методы оптимизации управленческих решений. Управление рисками. 51
- Тема 14. Инновационный менеджмент 57
- Тема 15. Управление конфликтами и изменениями 60
- Тема 16. Социальная ответственность и этика в работе менеджера.
- Тема 17. Государственное регулирование внешнеэкономической
- Тема 1. Современный этап развития экономики России. Объективная необходимость совершенствования организации и управления предприятиями.
- 1. Особенности рыночной экономики. Характерные черты современного этапа развития экономики России.
- 2. Современный менеджмент как основа успешного хозяйствования
- 2. Функциональный аспект менеджмента.
- 3. Объективная потребность в совершенствовании организации и управления предприятиями.
- Вопросы для самопроверки:
- 2.. Объективный характер эволюции менеджмента
- 3. Основные научные подходы и школы.
- Вопросы для самопроверки:
- 2. Западный стиль менеджмента.
- Вопросы для самопроверки
- Тема 4. Специфика менеджмента в России. Возможности и пути использования зарубежного опыта. Глоссарий менеджмента.
- 2. Особенности менеджмента в современной России.
- 3. Объективные трудности развития российского менеджмента.
- Вопросы для самопроверки:
- Раздел II. Управление предприятием.
- Тема 5. Роль учета воздействия внутренней и внешней среды на управление предприятием.
- 1. Характеристика и основные особенности внутренней среды.
- 2. Характеристика и основные особенности внешней среды.
- 1. Характеристика и основные особенности внутренней среды.
- 2. Характеристика и основные особенности внешней среды.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 6. Содержание процесса управления
- 1. Понятие и сущность процесса управления, его элементы и функции.
- 2. Разработка системы управления предприятием.
- 1. Понятие и сущность процесса управления, его элементы и функции.
- 2. Разработка системы управления предприятием.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 7. Стратегический менеджмент Его ключевая роль.
- 1. Понятие, сущность и значение стратегического менеджмента.
- 2. Разработка перспективных и текущих программ и планов.
- 1. Понятие, сущность и значение стратегического менеджмента.
- 2. Разработка перспективных и текущих программ и планов.
- 3. Разработка бизнес – планов.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 8. Организационный менеджмент.
- 2. Организация работы предприятия.
- 1. Основные варианты построения организационных структур, их достоинства и недостатки.
- 2. Организация работы предприятия.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 9. Коммуникационный менеджмент. Паблик Рилейшнз.
- 2. Основные элементы и этапы коммуникационного процесса.
- 3. Барьеры в коммуникационном процессе.
- 4. Понятие и сущность «Паблик Рилейшнз».
- Вопросы для самопроверки:
- 2. Иерархия потребностей и методы их удовлетворения.
- Вопросы для самопроверки:
- 2. Виды контрольных функций и их основные элементы.
- 3. Способы реализации задач контроллинга менеджером.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 12. Реинжиниринг бизнес-процессов. Проект-менеджмент.
- 2. Механизм реинжиниринга бизнес-процессов.
- 3. Управление по проектам.
- Сущность, принципы, потенциал и роль реинжиниринга в управлении предприятием
- 2. Механизм реинжиниринга бизнес-процессов.
- 3. Управление по проектам.
- Вопросы для самопроверки:
- Раздел III. Работа менеджера.
- Тема 13. Методы оптимизации управленческих решений. Управление рисками.
- 4. Варианты защиты от воздействия различных рисков, их особенности.
- 1. Основные факторы, оказывающие влияние на процесс принятия управленческих решений. Классификация решений.
- 2. Алгоритм принятия управленческие решения.
- 3.Виды рисков. Формы их проявления при реализации управленческих решений.
- 4. Варианты защиты от воздействия различных рисков, их особенности.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 14. Инновационный менеджмент
- 2. Классификация инноваций.
- 3. Разработка и реализация планов нововведений.
- 1. Инновации - понятие и сущность.
- 2. Классификация инноваций.
- 3. Разработка и реализация планов нововведений.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 15. Управление конфликтами и изменениями.
- 2. Понятие и сущность конфликтов, их виды, способы устранения.
- 3. Сущность организационных изменений и управление ими.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 16. Социальная ответственность и этика в работе менеджера. Корпоративная культура
- 1. Понятие социальной ответственности в бизнесе.
- 2..Этика делового общения.
- 1. Понятие социальной ответственности в бизнесе.
- 2..Этика делового общения.
- 3. Корпоративная культура, ее принципы.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 17. Управление внешнеэкономическими отношениями.
- 2. Создание совместных предприятий, особенности управления ими.
- 1. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России.
- 2. Создание совместных предприятий, особенности управления ими.
- 4) Бессрочный характер существования компаний.
- 3. Работа менеджеров по успешному заключению контрактов.
- 2. Планирование переговоров:
- Вопросы для самопроверки:
- Литература
- Вопросы для экзамена
- Практические задания.
- «Экономика и социология труда
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- 080109.95 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
- «Экономика и социология труда
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- 080109.95 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
- «Экономика торгового предприятия»
- «Мировая экономика»
- Часть I
- Вопросы для самостоятельного изучения (5 часов)
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- 080109.95 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»