Участие медиаторов в урегулировании конфликтов
Медиатор – третья (независимая) сторона, оказывающая непосредственную помощь в урегулировании конфликта. Впервые медиация получила свое признание в США в 1960е гг. Закрепление подобной деятельности в институте разрешения диспутов произошло в 1983 г. Различают официального и неофициального медиатора. В первом случае медиатор обладает соответствующим статусом, его социальное и нормативное положение способствует разрешению конфликта. Неофициальный медиатор наделяется необходимыми полномочиями самими конфликтующими сторонами, которые признают его не оспоримый авторитет и объективность.
Медиаторами могут быть : организации любого уровня и статуса (международные, правительственные, общественные); государства; институты государства (в том числе суд); право охранительные органы и их представители; руководители различных уровней и организаций; представители религиозных организаций; специалисты психологии, социальной работы, педагогики; люди, имеющие общественное уважение и авторитет среди участников конфликта; профессиональные медиаторы.
Медиатор в зависимости от вида конфликта может выступать в разных ролях: посредник, наблюдатель, арбитр, помощник, третейский судья.
Положительные факторы участия медиатора в разрешении конфликтов:
1. Обеспечение нацеленности всех конфликтующих сторон к конструктивной совместной деятельности в урегулировании.
2. Благодаря опыту медиатора разрешение конфликта достигается более коротким и менее затратным путем.
3. Медиатор способен уменьшить степень напряженности конфликтующих сторон и конфликта в целом.
4. Профессиональный медиатор выбирает тактики и приемы, соответствующие данной конфликтной ситуации.
Основные этапы медиации в конфликте :
1) выяснение сущности конфликта, временного и пространственного континуума – достижение полного понимания характера и особенностей конфликта;
2) деятельность медиатора, нацеленная на изучение индивидуальных особенностей конфликтующих сторон: наиболее длительный этап, предполагающий многократные встречи медиатора с субъектами конфликта, уточнение позиций и требований, оформление предложения и критики в нейтральные и конструктивные формы, снятие напряжения;
3) этап ведения переговоров: требует от медиатора значительных усилий и высокого профессионализма, медиатор занимает различные роли и выполняет функции контроля и регуляции взаимодействия конфликтующих сторон, резюмирует высказывания сторон, при необходимости разъясняя их, отмечает достижение результатов после каждой встречи.
- Татьяна Владимировна Кузьмина Шпаргалка по конфликтологии предмет и объект конфликтологии
- Предпосылки возникновения конфликтологии
- Конфликтология как научная дисциплина
- Современные представители парадигмы конфликта
- Прикладное значение конфликтологии
- Зарубежные исследования конфликтов
- Отечественные исследователи конфликтологии
- Причины возникновения конфликтов
- Составные компоненты конфликта и его характеристики
- Структура конфликта
- Динамика конфликта
- Логика и движущая сила конфликта
- Статус и роль участников конфликта
- Понятие эскалации конфликта
- Структурные изменения конфликта на этапе эскалации
- Функции конфликта
- Типология конфликтов
- Межличностный конфликт
- Внутриличностный конфликт
- Политический конфликт
- Гендерный конфликт
- Религиозный, расовый, этнический конфликты
- Межнациональный конфликт
- Вооруженный конфликт
- Конфликт поколений
- Конфликты в организациях
- Конфликты в управлении
- Семейный конфликт
- Детско-родительский конфликт
- Понятие и функции социального конфликта
- Теория конфликта р. Дарендорфа
- Теория социального конфликта г. Зиммеля
- Теория конфликта л. Козера
- Теория конфликта к. Боулдинга
- Теория агрессии к. Лоренца
- Теория функционального конфликта т. Парсонса
- Теория конфликта и социального взаимодействия р. Парка
- Диалектическая теория конфликта к. Маркса
- Конфликтологические знания в истории философии
- Проблема конфликта в социологии
- Проблема конфликта в психологии
- Психология конфликтного поведения
- Границы конфликта
- Стратегии поведения в конфликтных ситуациях
- Виды стрессов при конфликте
- Предупреждение конфликтов
- Способы преодоления стрессовых последствий конфликта
- Понятие «управление конфликтом»
- Формы завершения конфликтов
- Способы разрешения конфликтов
- Позитивные последствия конфликта
- Переговорные методики разрешения конфликтов
- Структура переговорного процесса урегулирования конфликта
- Участие медиаторов в урегулировании конфликтов
- Прогнозирование конфликта
- Профилактика конфликтных ситуаций