logo search
курс лекций

Адаптация к условиям труда: ознакомление с рабочим местом.

После того как секретарь прошел собеседование, тесты, он оказывается в штате организации. Наступает непростой период адаптации в новом коллективе, который должен подтвердить или опровергнуть правильность кадрового отбора.

Сотруднику нужна адекватная оценка труда в форме зарплаты и премий; социальная защищенность (оплачиваемые отпуска, больничные листы и так далее); гарантии роста и развития; оговоренный участок работы с определенными правами и обязанностями; комфортные условия труда; творческое взаимодействие с другими сотрудниками. Фирма ожидает от вновь принятого квалифицированной работы, проявления личностных и деловых качеств, соответствующих целям организации; эффективного взаимодействия с коллективом для решения производственных задач; точного исполнения указаний руководства; соблюдения трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка; принятия ответственности за свои поступки.

Адаптация начинается с общей ориентации, включающей информирование об организации в целом и структурном подразделении, где предстоит работать секретарю.

В результате сотрудник знакомится с историей фирмы, характером деятельности, структурой управления, узнает имена руководителей, правила внутреннего распорядка. Общую ориентацию может проводить кадровая служба с участием непосредственного начальника подразделения, используя как традиционные беседы и демонстрации, так и специальные видеофильмы, брошюры и возможности компьютера. Различают четыре стороны процесса адаптации сотрудника: профессиональную, психофизиологическую, социально-психологическую, организационную.

Профессиональная адаптация заключается в освоении профессиональных навыков, уяснении специфики работы. Каждый новичок проходит стадию ученичества, форма которого зависит от характера организации и предыдущего опыта работы. На производственных предприятиях практикуется наставничество, когда опытный работник передает знания и навыки молодому в процессе делового общения на рабочем месте. Очень распространен инструктаж - наглядная демонстрация приемов и навыков работы. Конечно, если новичок уже имеет опыт работы по данной специальности, то наставничество и инструктаж принимают форму обмена профессиональными знаниями с целью выработать навыки, наиболее приемлемые для достижения целей организации.

Психофизиологическая адаптация - приспособление сотрудника к условиям труда и отдыха. Данная форма адаптации наиболее важна для производственных предприятий и организаций, где используется сложная технология и существует опасность получения производственных травм. Условия труда в офисах и торговых фирмах, как правило, стандартны, но новичку требуется некоторое время, чтобы подстроиться под ритм работы, интенсивность психофизических нагрузок. Каждый старается обустроить рабочее место по-своему. Необходимые инструменты, бумаги раскладывают так, чтобы было удобно с ними работать, на стены прикрепляют постеры и календари, в шкафчики убирают предметы туалета и посуду. Психофизиологическая адаптация проходит быстро и безболезненно и определяется главным образом состоянием здоровья и правильной организацией режима труда и отдыха в соответствии с принятыми санитарно-гигиеническими нормами.

Социально-психологическая адаптация предполагает установление межличностных и деловых отношений с сослуживцами, освоение ценностей и групповых норм поведения. Новичок знакомится с расстановкой сил в подразделении, выясняет значимость того или иного сотрудника, включается в состав формальных и неформальных групп. Социально-психологическая адаптация может оказаться трудной и долговременной. Коллектив встречает новичка настороженно, рассматривает "под микроскопом" каждый его шаг. Поэтому надо запастись терпением (приход нового сотрудника может занимать всеобщее внимание не более нескольких недель), быть по возможности общительным, доброжелательным, демонстрировать готовность выслушивать советы.

Организационная адаптация предполагает ознакомление со структурой организации, определение в ней собственной роли. В последнее время стали говорить не только об адаптации работника, но и о приспособлении работы к человеку. Здесь можно упомянуть создание соответствующего рабочего места, коррекцию графика под индивидуальные особенности личности, индивидуализацию системы поощрений и наказаний. Так, все больше фирм практикуют штрафы за опоздания и курение, предоставляют сотрудникам гибкий график работы, премируют на основе рейтинговой системы.

Дабы сгладить проблемы адаптации, современные компании разрабатывают и применяют методики, направленные на максимально быстрое и эффективное включение нового работника в деловую жизнь фирмы. Создаются структурные подразделения, отвечающие за процессы адаптации, обычно эту функцию выполняют подразделения по обучению персонала. Опытные работники получают доплату за помощь в приобщении новичков к секретам профессионального мастерства. Проходят семинары и тренинги, нацеленные на снятие психологических и организационных преград, мешающих полноценно участвовать в работе коллектива. Новички получают неформальные поручения, вовлекающие их в межличностный контакт.

Повышенное внимание к адаптации персонала объясняется стремлением компаний повысить конкурентоспособность за счет создания команд единомышленников, объединенных ценностями организации и корпоративной этикой. Пренебрежение адаптацией новых сотрудников автоматически приводит к текучке кадров и непроизводительному расходованию средств.

Контрольные вопросы по теме

  1. Перечислите правила составления резюме.

  2. Назовите рекомендации по прохождению собеседования.

  3. Перечислите современные способы трудоустройства.

  4. Охарактеризуйте четыре стороны процесса адаптации сотрудника.

  5. Назовите рекомендации по прохождению собеседования.

Задания

1

Составить резюме в целях поиска работы. Предложить места размещения резюме.

(при составлении резюме обратить особое внимание на личные качества; правильно описать прежние места работы и причины увольнения; в резюме сделать акцент на ваши лучшие качества.)

2

Подготовить вопросы к собеседованию на вакансию секретаря-референта. Вы претендент на должность секретаря – референта - подготовьтесь к собеседованию (особое внимание уделите на внешнему виду, акцентируйте внимание работодателя на ваших преимуществах).Провести собеседование в парах.

Рекомендуемая литература

  1. Акишина А.А. Этикет русского телефонного разговора. М., 1990.

  2. Быкова Т.А., Кузнецова Т.В. Подготовка совещаний и заседаний: Практ. пособие. М., 2000.

  3. Галахов В.В., Корнеев И.Н. Секретарское дело (Образцы документов, организация и технология работы). Учебно-практическое пособие. М., 2005.

  4. Кузнецова Т.В. Секретарское дело. М., 1999.

  5. Кузнецов И.Н. Секретарь-референт. М., 2004.

  6. Настольная книга секретаря-референта. М., 1998.

  7. Привалова М.Ю., Домникова М.А. Секретарь: успешная карьера. М., 1997.

  8. Рогожкин М.Ю. Документы делового общения. М., 1999

  9. Стенюков М.В. Секретарское дело. М., 1998.

  10. Стенюков М.В. Справочник секретаря. М., 2002.

  11. Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой протокол. М., 2003.

  12. Шейнов В.П. Секретарь: Секреты профессии. М., 2003.

  13. Энциклопедия офиса: Практическое руководство для секретаря. М., 1995