2. Понятие и сущность конфликтов, их виды, способы устранения.
Конфликт — латинское слово и в буквальном переводе означает «столкновение», отсутствие согласия между двумя и более сторонами, наличие противоречивых позиций между ними по какому-либо вопросу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов. Конфликт возникает там, где сталкиваются разные желания, где сталкиваются разные школы, разные манеры поведения, интересы.
Субъекты конфликта — это участники конфликта, в качестве которых могут выступать отдельные личности, группы людей и организации,
Объект конфликта — это то, на что направлены действия каждой из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие.
Целью конфликта является возможность отстоять свое мнение, добиться того, чтобы была принята конкретная точка зрения.
Конфликт может быть двух видов:
1) функциональным, направленным на повышение эффективности организации;
2) дисфункциональным, приводящим к снижению ' личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта определяется тем, насколько эффективно им управляют.
Конфликт обладает следующими отрицательными характеристиками:
1) может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности;
2) мешает достижению целей как отдельной личности, так и организации в целом:
3) всегда сопровождается угрозами, враждебностью, непониманием, обидами, попытками доказать
свою правоту.
Сложилось мнение, что конфликт — это всегда явление негативное, нежелательное, которое по возможности следует избегать.
Особенно конфликтные ситуации нежелательны для руководителей, менеджеров.
Разногласия между бизнесменами, возникающий острый спор, расхождение во мнениях, приводящее к борьбе, — все это может вызвать нежелательные явления в предпринимательской деятельности.
Противоборство и противоречия, возникающие в бизнесе, обусловлены характером деятельности и обстоятельствами, сопровождающими эту деятельность, сферой влияния и противопоставлением оппозиционных сил.
Представители ранних школ управления считали, что конфликт является признаком неэффективной деятельности организации и плохого управления.
В настоящее время теоретики и практики менеджмента склоняются к той точке зрения, что конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны, т.к. возможно их использование с положительным результатом, Конфликты могут обладать следующими положительными особенностями:
1) дают людям возможность выразить свои мысли и удовлетворить личные потребности в уважении и власти;
2) помогают выявить разнообразие точек зрения и большее число альтернатив или проблем;
3) дают дополнительную информацию, что делает процесс принятия решении группой более эффективным;'
4) помогают выявить большее число альтернатив или проблем;
5) могут привести к более эффективному выполнению планов,стратегий и проектов.
Конфликт можно использовать на благо организации, если научиться им умело управлять.
Конфликт — это конкурентная борьба, возникающая из-за дефицита власти или средств, необходимых для удовлетворения ценностей, предполагающая ущемление или уничтожение целей соперников.
При этом следует различать:
1) конфликт как средство достижения определенного результата;
2) конфликт как самоцель.
Первые т.н. реалистические конфликты стимулированы намерением достичь определенных целей.
Другие типы конфликтов обусловлены необходимостью снятия напряжения в обеих или в одной из конфликтующих сторон.
- «Менеджмент»
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- 080109.95 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
- Содержание
- Тема 1. Современный этап развития экономики России. Объективная необходимость
- Тема 10. Мотивация труда в системе управления 38
- Тема 11. Контроллинг и другие инновации в современном менеджменте 43
- Тема 12. Реинжиниринг бизнес-процесов. Проект –менеджмент 47
- Тема 13. Методы оптимизации управленческих решений. Управление рисками. 51
- Тема 14. Инновационный менеджмент 57
- Тема 15. Управление конфликтами и изменениями 60
- Тема 16. Социальная ответственность и этика в работе менеджера.
- Тема 17. Государственное регулирование внешнеэкономической
- Тема 1. Современный этап развития экономики России. Объективная необходимость совершенствования организации и управления предприятиями.
- 1. Особенности рыночной экономики. Характерные черты современного этапа развития экономики России.
- 2. Современный менеджмент как основа успешного хозяйствования
- 2. Функциональный аспект менеджмента.
- 3. Объективная потребность в совершенствовании организации и управления предприятиями.
- Вопросы для самопроверки:
- 2.. Объективный характер эволюции менеджмента
- 3. Основные научные подходы и школы.
- Вопросы для самопроверки:
- 2. Западный стиль менеджмента.
- Вопросы для самопроверки
- Тема 4. Специфика менеджмента в России. Возможности и пути использования зарубежного опыта. Глоссарий менеджмента.
- 2. Особенности менеджмента в современной России.
- 3. Объективные трудности развития российского менеджмента.
- Вопросы для самопроверки:
- Раздел II. Управление предприятием.
- Тема 5. Роль учета воздействия внутренней и внешней среды на управление предприятием.
- 1. Характеристика и основные особенности внутренней среды.
- 2. Характеристика и основные особенности внешней среды.
- 1. Характеристика и основные особенности внутренней среды.
- 2. Характеристика и основные особенности внешней среды.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 6. Содержание процесса управления
- 1. Понятие и сущность процесса управления, его элементы и функции.
- 2. Разработка системы управления предприятием.
- 1. Понятие и сущность процесса управления, его элементы и функции.
- 2. Разработка системы управления предприятием.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 7. Стратегический менеджмент Его ключевая роль.
- 1. Понятие, сущность и значение стратегического менеджмента.
- 2. Разработка перспективных и текущих программ и планов.
- 1. Понятие, сущность и значение стратегического менеджмента.
- 2. Разработка перспективных и текущих программ и планов.
- 3. Разработка бизнес – планов.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 8. Организационный менеджмент.
- 2. Организация работы предприятия.
- 1. Основные варианты построения организационных структур, их достоинства и недостатки.
- 2. Организация работы предприятия.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 9. Коммуникационный менеджмент. Паблик Рилейшнз.
- 2. Основные элементы и этапы коммуникационного процесса.
- 3. Барьеры в коммуникационном процессе.
- 4. Понятие и сущность «Паблик Рилейшнз».
- Вопросы для самопроверки:
- 2. Иерархия потребностей и методы их удовлетворения.
- Вопросы для самопроверки:
- 2. Виды контрольных функций и их основные элементы.
- 3. Способы реализации задач контроллинга менеджером.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 12. Реинжиниринг бизнес-процессов. Проект-менеджмент.
- 2. Механизм реинжиниринга бизнес-процессов.
- 3. Управление по проектам.
- Сущность, принципы, потенциал и роль реинжиниринга в управлении предприятием
- 2. Механизм реинжиниринга бизнес-процессов.
- 3. Управление по проектам.
- Вопросы для самопроверки:
- Раздел III. Работа менеджера.
- Тема 13. Методы оптимизации управленческих решений. Управление рисками.
- 4. Варианты защиты от воздействия различных рисков, их особенности.
- 1. Основные факторы, оказывающие влияние на процесс принятия управленческих решений. Классификация решений.
- 2. Алгоритм принятия управленческие решения.
- 3.Виды рисков. Формы их проявления при реализации управленческих решений.
- 4. Варианты защиты от воздействия различных рисков, их особенности.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 14. Инновационный менеджмент
- 2. Классификация инноваций.
- 3. Разработка и реализация планов нововведений.
- 1. Инновации - понятие и сущность.
- 2. Классификация инноваций.
- 3. Разработка и реализация планов нововведений.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 15. Управление конфликтами и изменениями.
- 2. Понятие и сущность конфликтов, их виды, способы устранения.
- 3. Сущность организационных изменений и управление ими.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 16. Социальная ответственность и этика в работе менеджера. Корпоративная культура
- 1. Понятие социальной ответственности в бизнесе.
- 2..Этика делового общения.
- 1. Понятие социальной ответственности в бизнесе.
- 2..Этика делового общения.
- 3. Корпоративная культура, ее принципы.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 17. Управление внешнеэкономическими отношениями.
- 2. Создание совместных предприятий, особенности управления ими.
- 1. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России.
- 2. Создание совместных предприятий, особенности управления ими.
- 4) Бессрочный характер существования компаний.
- 3. Работа менеджеров по успешному заключению контрактов.
- 2. Планирование переговоров:
- Вопросы для самопроверки:
- Литература
- Вопросы для экзамена
- Практические задания.
- «Экономика и социология труда
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- 080109.95 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
- «Экономика и социология труда
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- 080109.95 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
- «Экономика торгового предприятия»
- «Мировая экономика»
- Часть I
- Вопросы для самостоятельного изучения (5 часов)
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- 080109.95 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»