3. Сущность организационных изменений и управление ими.
Управление конфликтами представляет собой целенаправленное воздействие по устранению или минимизации причин, породивших конфликт, и на коррекцию поведенияучастников конфликта.
Процесс управления конфликтом требует тщательного анализа фактических причин его возникновения. В зависимости от причин возникновения конфликта используют различную методику управления им.
Укрупненно можно представить методы управления конфликтами как внутриличностные, структурные, межличностные,переговоры,агрессивные действия.
Внутриличностные. Это методы решения конфликта, связанные с воздействием на отдельную личность. Внутриличностные методы основаны на умении личности организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая негативной реакции со стороны другого человека.
Структурные. Это методы, направленные на разрешение организационных конфликтов. В рамках структурного подхода можно выделить четыре метода разрешения конфликтов.
1. Разъяснение требований к работе — один из наиболее эффективных методов управления, заключающийся в разъяснении того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и от структурного подразделения в целом. При использовании данного метода должны учитываться следующие параметры:
1} результаты, которые планируется достигнуть при
разрешении конфликта;
2) источники получения информации и ее дальнейшее применение;
3) распределение полномочий и ответственности;
4) четко определенные процедуры, правила и политика.
2. Координационные и интеграционные. Меры, предполагающие применение координационного механизма.
3. Общеорганизационные комплексные цели. Установление общеорганизационных комплексных целей, требующих мобилизации усилий нескольких сотрудников, групп или отделов. Данный метод наце- лен на то, что руководители отделов будут принимать решения, приносящие пользу всей организации, а не только их собственной функциональной области.
4. Структура системы вознаграждений. Метод управления конфликтной ситуацией, основанный на использовании вознаграждения, с целью оказания влияние на поведение людей. Вознаграждение может осуществляться в виде премий, признания, повышения по службе. Использование системы вознаграждений и поощрений помогает людям понять, как им следует поступать в конфликтной ситуации, чтобы это соответствовало желаниям руководства.
В рамках межличностного подхода к разрешению конфликтов можно выделить пять основных стилей разрешения конфликтов.
1. Уклонение — это способ разрешения конфликта, основанный на невмешательстве в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями, и уклонении от ситуации, которая провоцирует возникновение про--тиворечий.
2. Сглаживание — это убеждение в том, что проблему не стоит рассматривать в силу ее незначительности. Игнорирование существования проблемы, лежащей в основе конфликта, приводит к ее нерешенности.
3. Решение проблемы — это готовность ознакомиться с различными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти способ решения, который подходит для всех сторон.
Переговоры — это выявление всех точек зрения по существующей проблеме и поиск компромисса. Компромисс — это принятие точки зрения другой стороной. Компромисс сводит к минимуму противостояние двух сторон и дает возможность быстро разрешить конфликт.
Агрессивные действия. Эта группа методов применяется в тех случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп. Для этого метода характерно принуждение. Принуждение — метод, представляющий собой попытку одной стороны любой ценой заставить принять точку зрения другой стороны. Главный недостаток этого стиля заключается в том, что он подавляет инициативу подчиненных, создает условия, в которых будут учтены не все важные точки зрения.
Стресс — это психологическое состояние человека, в котором он испытывает сильное напряжение, страдание и давление, приводящее к состоянию эмоционального дискомфорта.
Выделяют следующие основные факторы, вызывающие стресс:
1) факторы, связанные с работой;
а) организационные факторы (перегрузка, недогрузка, безработица и т.д.);
б) предъявление к работнику противоречивых требований, различия в ценностях;
в) неинтересная работа;
г) плохие условия труда;
д) плохая коммуникация и мотивация;
2) личностные факторы — индивидуальные свойства нервной системы,
Стрессовые ситуации можно различать по таким признакам,как:
1) невозможность сосредоточиться на работе;
2.) частые ошибки;
3) расстройство памяти;
4) постоянная усталость;
5)нарушения речи;
6) ^частые головные боли;
7) повышенная возбудимость и обидчивость;
8) злоупотребление вредными привычками;
9) потеря чувства юмора;
1С) постоянное ощущение голода или его отсутствие.
Менеджеру следует внимательно относиться к своим подчиненным и стремиться предвидеть и предотвратить наступление стресса и его негативных последствий. Существует несколько способов, с помощью которых менеджер может обнаружить стресс:
1) использование тестов и опросов;
2) выявление неожиданных, необъяснимых изменений в настроении сотрудников;
3) отслеживание повышенной эмоциональности и напряженности.
Стресс в основном ассоциируется с негативными реакциями, т.к. существенно снижает эффективность работы человека, увеличивает затраты на достижение целей организации. Нежелательных последствий стресса можно избежать, если уметь к нему приспособиться. Существует два способа, позволяющих приспособиться к стрессам:
1) способ, связанный с изменением методов, организации, технологии и структуры производства и других условий, — устранение источника стресса;
2) способ, имеющий непосредственное отношение
к стрессам и состоящий в том, чтобы попытаться
справиться с ними индивидуально.
Стрессы в жизни неизбежны, но опасность они приобретают только в том случае, если оказываются слишком длительными.
Стресс может иметь и положительное значение, т.к. он может быть вызван сложной ситуацией, которая будет способствовать мобилизации усилий человека для ее решения, что повышает скорость выполнения работ, открывает новый этап в развитии человека. Поведение человека по отношению к причинам стресса приобретает защитный или атакующий характер.
Выделяют следующие виды стресса:
1) физиологический стресс. Основной причиной такого стресса является физическое переутомление, связанное с тяжелыми нагрузками, недосыпанием или недоеданием человека. Способы устранения данного стресса являются наиболее простыми. Но этот вид стресса является самым опасным, если вовремя не принять меры к его устранению;
2) психологический стресс. Этот стресс вызван негативными отношениями с окружающими, неуверенностью в будущем; ^
3) эмоциональный стресс. Причиной этого стресса являются негативные эмоции, переполняющие человека (например, чувства страха, неуверенности, подавленности);
4) информационный стресс. Возникает в результате отсутствия или переизбытка информации. Слишком большое количество негативной информации заставляет человека переживать и находиться в напряжении так же, как и недостаток нужной информации.
5) управленческий стресс. Возникает при слишком высокой степени ответственности за предпринимаемые действия и решения, что не соответствуют должности человека или его моральной устойчивости.
- «Менеджмент»
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- 080109.95 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
- Содержание
- Тема 1. Современный этап развития экономики России. Объективная необходимость
- Тема 10. Мотивация труда в системе управления 38
- Тема 11. Контроллинг и другие инновации в современном менеджменте 43
- Тема 12. Реинжиниринг бизнес-процесов. Проект –менеджмент 47
- Тема 13. Методы оптимизации управленческих решений. Управление рисками. 51
- Тема 14. Инновационный менеджмент 57
- Тема 15. Управление конфликтами и изменениями 60
- Тема 16. Социальная ответственность и этика в работе менеджера.
- Тема 17. Государственное регулирование внешнеэкономической
- Тема 1. Современный этап развития экономики России. Объективная необходимость совершенствования организации и управления предприятиями.
- 1. Особенности рыночной экономики. Характерные черты современного этапа развития экономики России.
- 2. Современный менеджмент как основа успешного хозяйствования
- 2. Функциональный аспект менеджмента.
- 3. Объективная потребность в совершенствовании организации и управления предприятиями.
- Вопросы для самопроверки:
- 2.. Объективный характер эволюции менеджмента
- 3. Основные научные подходы и школы.
- Вопросы для самопроверки:
- 2. Западный стиль менеджмента.
- Вопросы для самопроверки
- Тема 4. Специфика менеджмента в России. Возможности и пути использования зарубежного опыта. Глоссарий менеджмента.
- 2. Особенности менеджмента в современной России.
- 3. Объективные трудности развития российского менеджмента.
- Вопросы для самопроверки:
- Раздел II. Управление предприятием.
- Тема 5. Роль учета воздействия внутренней и внешней среды на управление предприятием.
- 1. Характеристика и основные особенности внутренней среды.
- 2. Характеристика и основные особенности внешней среды.
- 1. Характеристика и основные особенности внутренней среды.
- 2. Характеристика и основные особенности внешней среды.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 6. Содержание процесса управления
- 1. Понятие и сущность процесса управления, его элементы и функции.
- 2. Разработка системы управления предприятием.
- 1. Понятие и сущность процесса управления, его элементы и функции.
- 2. Разработка системы управления предприятием.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 7. Стратегический менеджмент Его ключевая роль.
- 1. Понятие, сущность и значение стратегического менеджмента.
- 2. Разработка перспективных и текущих программ и планов.
- 1. Понятие, сущность и значение стратегического менеджмента.
- 2. Разработка перспективных и текущих программ и планов.
- 3. Разработка бизнес – планов.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 8. Организационный менеджмент.
- 2. Организация работы предприятия.
- 1. Основные варианты построения организационных структур, их достоинства и недостатки.
- 2. Организация работы предприятия.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 9. Коммуникационный менеджмент. Паблик Рилейшнз.
- 2. Основные элементы и этапы коммуникационного процесса.
- 3. Барьеры в коммуникационном процессе.
- 4. Понятие и сущность «Паблик Рилейшнз».
- Вопросы для самопроверки:
- 2. Иерархия потребностей и методы их удовлетворения.
- Вопросы для самопроверки:
- 2. Виды контрольных функций и их основные элементы.
- 3. Способы реализации задач контроллинга менеджером.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 12. Реинжиниринг бизнес-процессов. Проект-менеджмент.
- 2. Механизм реинжиниринга бизнес-процессов.
- 3. Управление по проектам.
- Сущность, принципы, потенциал и роль реинжиниринга в управлении предприятием
- 2. Механизм реинжиниринга бизнес-процессов.
- 3. Управление по проектам.
- Вопросы для самопроверки:
- Раздел III. Работа менеджера.
- Тема 13. Методы оптимизации управленческих решений. Управление рисками.
- 4. Варианты защиты от воздействия различных рисков, их особенности.
- 1. Основные факторы, оказывающие влияние на процесс принятия управленческих решений. Классификация решений.
- 2. Алгоритм принятия управленческие решения.
- 3.Виды рисков. Формы их проявления при реализации управленческих решений.
- 4. Варианты защиты от воздействия различных рисков, их особенности.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 14. Инновационный менеджмент
- 2. Классификация инноваций.
- 3. Разработка и реализация планов нововведений.
- 1. Инновации - понятие и сущность.
- 2. Классификация инноваций.
- 3. Разработка и реализация планов нововведений.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 15. Управление конфликтами и изменениями.
- 2. Понятие и сущность конфликтов, их виды, способы устранения.
- 3. Сущность организационных изменений и управление ими.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 16. Социальная ответственность и этика в работе менеджера. Корпоративная культура
- 1. Понятие социальной ответственности в бизнесе.
- 2..Этика делового общения.
- 1. Понятие социальной ответственности в бизнесе.
- 2..Этика делового общения.
- 3. Корпоративная культура, ее принципы.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 17. Управление внешнеэкономическими отношениями.
- 2. Создание совместных предприятий, особенности управления ими.
- 1. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России.
- 2. Создание совместных предприятий, особенности управления ими.
- 4) Бессрочный характер существования компаний.
- 3. Работа менеджеров по успешному заключению контрактов.
- 2. Планирование переговоров:
- Вопросы для самопроверки:
- Литература
- Вопросы для экзамена
- Практические задания.
- «Экономика и социология труда
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- 080109.95 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
- «Экономика и социология труда
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- 080109.95 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
- «Экономика торгового предприятия»
- «Мировая экономика»
- Часть I
- Вопросы для самостоятельного изучения (5 часов)
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- 080109.95 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»