logo search
Индивидуальное лидерство

Функции лидерства и руководства.

Сущность лидерства и руководства. Основные различия в содержании понятий «лидер» и «руководитель» по Б.Д.Парыгину.

В советской социальной психологии было принято разводить эти понятия. Под лидерством обычно имели в виду характеристику психологических отношений, возникающих в группе «по-вертикали», т.е. с точки зрения отношений доминирования и подчинения. Понятие же «руководство» относится к организации деятельности группы, к процессу управления ею. Выделяемые различия между этими понятиями наиболее полно отражены в работе Б.Д.Парыгина «Основы социально-психологической теории».

  1. Лидер, в основном, призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет организацию официальных отношений группы как некоторой социальной организации.

  2. Лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство – элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений.

  3. Лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры.

  4. Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения в группе, в то время как руководитель – явление более стабильное.

  5. Руководство подчиненными, в отличие от лидерства, обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет.

  6. Процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности.

  7. Сфера деятельности лидера – в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.

Зарубежные подходы к рассмотрению функций лидерства и руководства.

В зарубежных исследованиях функций руководства и лидерства известна Классическая или административная школа. У истоков этого направления стоял руководитель крупной французской угледобывающей компании Анри Файоль. Анри Файоль, француз по происхождению, был по образованию горным инженером и занимал различные должности во французском горно-металлургическом синдикате, в том числе тридцать лет в должности директора синдиката. Его часто называют отцом современного менеджмента за вклад, внесенный в развитие науки управления.

Классическая школа менеджмента разрабатывала проблемы, касающиеся работы всей организации как единого целого, а также идеи, относительно лидерских качеств хорошо подготовленных администраторов.

В своей теории он выделяет следующие пять функций руководителя:

  1. Предвидение и планирование – «изучение плана будущего и набросок плана действия».

  2. Организация: «выстраивание структуры предпринимательства как материальной, так и человеческой».

  3. Распоряжение: «поддержание активности в среде персонала».

  4. Координация: «работать вместе, тесно связанными, объединив усилия и гармонически действуя».

  5. Контроль: «наблюдение за тем, чтобы все происходило в соответствии с установленными правилами и сделанными распоряжениями».

При хорошей организации управления руководитель должен знать все, но делать всего он сам не может, его функции и функции персонала четко распределены.

Что касается условий осуществления организационного лидерства, то Файоль подчеркивал значение власти и единоначалия. Более того, Файоль четко разделяет формальную власть, связанную с занимаемой должностью и не обязательно обеспечивающую лидерский авторитет. И власть, основанную на лидерских качествах: «В начальнике различают авторитет власти на основе устава и личный авторитет, основанный на уме, знаниях, опыте, нравственной силе, распорядительности, заслугах и т.д. В хорошем начальнике личный авторитет должен быть необходимым дополнением к власти, принадлежащей ему по уставу».

Файоль был сторонником авторитарных методов принятия решений и лидерства. Он считал, что руководитель должен в полной мере обладать авторитарной властью и нести персональную ответственность за свои решения.

Благодаря Анри Файолю управление стало признаваться самостоятельной и специфической деятельностью людей, в итоге возникла новая отрасль науки – «психология управления».

Проблемы менеджмента получили серьезное развитие в работах немецких исследователей В.Зигерта и Л.Ланга. Они во главу угла ставят гуманистические критерии определения эффективности управления организацией, и рассматривают функцию управления как задачу развития личности. "Руководить – значит приводить сотрудников к успехам и самореализации».

По их мнению, если люди научатся понимать, признавать друг друга и сотрудничать, то такое развитие организации приведет к действительной гуманизации труда.

В.Зигерт и Л.Ланг посвящают в работе большое внимание функциям руководства, среди которых отмечают следующие:

  1. подбор людей в организации,

  2. мотивация и стимулирование труда,

  3. установление порядка проведения деловых совещаний, групповых обсуждений и дискуссий,

  4. организация информационных каналов на предприятии,

  5. профилактика конфликтов, снятие напряжения,

  6. организация взаимодействия и сотрудничества,

  7. организация рабочего времени управленческих кадров и др.

Чтобы можно было осуществлять эффективное и качественное руководство коллективом без серьезных помех, психологические факторы должны постепенно находиться в поле зрения и внимания руководителей.

В Зигерт и Л. Ланг уделяют большое внимание психологической подготовке руководителей, в частности формированию их практического психологического мышления. Отсюда вытекает важнейшая задача психологической подготовки руководителей – формировать внутреннюю готовность (установку) к поиску и решению психологических вопросов в коллективе. Психологическая готовность оказывает регулирующее влияние на поведение и деятельность руководителя. Поэтому формирование социальных установое личности относится к числу важнейших задач и конкретных требований в системе психологической подготовки руководителей.

Для управления важны и руководство и лидерство. Лидер важен потому, что он постоянно функционирует на фоне меняющихся отношений внутри группы, оказывая постоянное влияние на людей.

Теория управления, предложенная Зигертом и Лангом, должна в большей степени быть ориентирована на человека.

«Правила» новой теории управления звучат так:

  1. Принимать и уважать человека во всем его единстве,

  2. Ответственность предпринимателей и руководителей за благополучие сотрудников должна быть не на словах, а на деле.

Новая теория управления оказывает ощутимое влияние на конкретные сферы управления. А развитие организации всегда предполагает развитие человека вместе с целью развития предприятия.