logo search
курс лекций

Рекомендации по прохождению собеседования.

Собеседование с работодателем - это главный этап получения желаемой должности, результаты которого определят ваши обязанности, зарплату и перспективы профессионального роста.

Собеседование является наиболее широко применяемым методом подбора кадров. Цель собеседования - оценка профессионально важных деловых и личностных качеств, знаний и умений, таких как:

- уровень профессионализма, знания и опыт работы;

- степень заинтересованности в данной работе;

- уровень общей активности, целеустремленность и готовность работать с максимальной отдачей;

- способность руководить и готовность подчиняться;

- умение хорошо говорить и слушать;

- личное обаяние, приятные манеры поведения и речи.

Готовясь к собеседованию, уделить необходимо особое внимание своей внешности, манере поведения и речи. Сюда входит: здоровый внешний вид, деловая одежда, обувь, прическа, косметика, стройная осанка и уверенная походка, приветливое и умное выражение лица и глаз, спокойный и доброжелательный тон голоса. Тщательно продумайте костюм. Конечно, следует жестко придерживаться делового стиля. Костюм должен выглядеть качественным, добротным. Помните что костюм - это инвестирование в вашу успешную карьеру. Для вас крайне важно не затеряться среди других кандидатов, поэтому постарайтесь в рамках делового стиля придать своему имиджу индивидуальность. Используйте выразительные аксессуары, например, нарядную шелковую косынку, завязанную оригинальным способом. Обязательно обратите внимание на обувь (она должна быть чисто вычищена) и на сумку. Слишком объемная большая сумка может оставить впечатление неорганизованности, а маленькая - смотрится не по-деловому.

Приходить на собеседование следует за 5 - 10 минут до назначенного времени, чтобы вы могли прийти в себя, привести себя в порядок, осмотреться. При себе следует иметь все необходимые документы, но представлять их нужно только по просьбе проводящего собеседование. Постарайтесь справиться с вполне понятным волнением. Держитесь с чувством собственного достоинства, но доброжелательно, любезно.

Не забывайте о правилах вежливости. Войдя в помещение, не забудьте поздороваться, подождите, пока вам предложат присесть. Постарайтесь сесть удобно, но не разваливайтесь на стуле. Следите за руками. Не впивайтесь в сумку, постарайтесь поставить ее на соседний стул или положите на колени. Руки сложите спокойно, не играйте ручкой или скрепкой и ни в коем случае не хватайте предметы с рабочего стола хозяина кабинета.

Смотрите собеседнику в лицо, не отводите взгляда в сторону. Но и постоянно смотреть глаза в глаза тоже не рекомендуют. На вопросы отвечайте спокойно, продуманно, говорящего не перебивайте. Хорошим психологическим приемом является неявное копирование жестов собеседника. Оно позволяет придать беседе доверительный характер.

Не начинайте разговор сами, дождитесь, пока вам дадут слово. Отвечайте на вопросы кратко, но при этом постарайтесь подтвердить свое соответствие предлагаемой должности. Приведем примерный перечень вопросов, которые задают представители компаний на собеседованиях чаще всего:

За время собеседования вам нужно сообщить о себе максимум информации и произвести благоприятное впечатление. Особенно тщательно готовьтесь к вопросам о профессиональном опыте. Сознательно или неосознанно, но работодатель или его представитель проецирует ваш прежний опыт на новую работу и, исходя из этого, оценивает ваши способности и желание справиться с новой работой.

Ваш успех зависит от того, какие вопросы будете задавать вы сами. Уместным будет вопрос: "Что входит в мои служебные обязанности?", так как в одной фирме на секретаря могут быть возложены обязанности по работе с персоналом, а в другой - только ответы на телефонные звонки. Ваши вопросы должны показать, что вы хорошо разбираетесь в секретарском деле. Не спрашивайте о технической стороне дела. Лучше поинтересоваться по каким причинам эта должность стала вакантной. Если предыдущий секретарь не справился с работой, узнайте, какие у него были претензии. Если хорошо справлялся, выясните, что в его работе было особенно ценным.

Плохую службу вам могут сослужить слова "не знаю", "не умею", "меня не интересует". Вместо фразы "я не знакома с последней версией текстового редактора", можно сказать: "я работала с предыдущей и могу быстро освоить новую". Не задавайте сразу вопрос о зарплате. Лучше, если о ней скажет сам работодатель. Если же вам не говорят об этом, вы можете спросить: "Скажите, пожалуйста, какую зарплату вы планируете платить человеку, работающему на этой должности?".

Хорошо бы сказать, что вы ждете от этой работы. Например, "мне хотелось бы работать на компьютере и изучать новые программы" или "я рассчитываю, что мои знания иностранного языка у вас пригодятся" и т.д.

В том случае, если стороны пришли к взаимному согласию, подписывается трудовой контракт. Хорошо и грамотно составленный контракт должен содержать описание должностных обязанностей или ссылку на должностную инструкцию, сведения о размере заработной платы, ее индексации, премиях, испытательном сроке, который не может превышать трех месяцев, отпуске и т. п.

Прежде чем подписать контракт, следует вдумчиво его прочитать и решить, насколько его условия вам подходят. После подписания обеими сторонами трудового контракта, администрация предприятия не вправе требовать от работника выполнения работы, не оговоренной этим контрактом.