logo search
servisnaya_deyatelnost

3. Услуги в средневековом обществе Западной Европы

К средним векам относят исторический период времени между серединой V - XV в. В ходе анализа нашей темы, связанной с разви­тием услуг, данный период целесообразно рассматривать на приме­ре стран Западной Европы, Средиземноморья и Ближнего Востока. В это время именно здесь были выработаны многие производствен­но-финансовые и общественные механизмы, углубляющие диффе­ренциацию хозяйства и рыночные отношения, что имело прямое отношение к формированию экономики и услуг нового типа.

Выше мы убедились, что сообщества древнего мира демонст­рировали множество особенностей хозяйственной практики и со­циальных связей, которые могли развиваться только при наличии разного рода услуг. Однако эти услуги носили тогда еще слишком патриархальный характер. В целом для общества древнего мира был характерен замедленный темп развития, повторяемость фаз и ка­честв общественного развития.

Вместе с тем в Древней Греции и Древнем Риме зародились, а в средние века продолжали углубляться виды деятельности, которые потенциально были способны динамизировать общественное развитие. Так, в указанных культурах действовала мощная для того времени научно-философская мысль, а также искусство, ориен­тированное на развитие человека. Например, для грядущей про­мышленной революции Запада эти феномены античности приоб­рели особое значение. Однако мыслители стран Запада не сразу смогли освоить указанные достижения предшественников.

Поначалу научно-философское наследие древнего мира было востребовано в IX-XI вв. в арабо-мусульманском мире. Арабская на­ука особенно процветала в тех областях, где накопленные знания не противоречили мусульманской вере, а, скорее, подтверждали ее. Это относилось, прежде всего, к математике, химии, медицине и др. В тех случаях, когда научная мысль посягала на авторитет сакраль­ных текстов ислама, ее развитие безжалостно пресекалось. Поэтому представители мусульманского Востока так и не смогли перевести в практическую плоскость свои научные достижения и тем самым пре­одолеть консерватизм общественного развития.

Китайцы периода древнего мира и средних веков славились как весьма прагматичные хозяйственники (производители това­ров, торговцы, путешественники), а также авторы изобретений, потенциально заключающих в себе огромный прикладной эффект (порох, компас, бумага и др.). Но строгое рациональное мышле­ние здесь тоже не получило развития, хотя и по другим, сравни­тельно с арабами, причинам. В китайской культуре еще более проч­ными были ориентации не на обновление собственной традиции, а на ее укрепление.

Вплоть до XX в. восточные культуры в целом олицетворяли ста­бильное общественное развитие с замедленной динамикой, что не допускало инновационных прорывов в разных сферах бытия, вклю­чая хозяйство. Лишь в странах Средиземноморья и Западной Европы в последние века средневековья, а также в Новое время (начиная с XVII в.) была нарушена эволюционная монотонность хозяйствен­ного и общественного развития. Здесь произошли значительные из­менения в сфере экономических, трудовых отношений, а также в мировоззрении людей, в духовной деятельности всего общества.

В странах Запада на смену рабовладельческому производству, ремесленным мастерским идет мануфактурное производство, свя­занное с дальнейшей дифференциацией и специализацией труда. Появляются кредитно-финансовые учреждения, дающие возмож­ность аккумулировать масштабные денежные ресурсы в одних ру­ках и давать их под проценты на развитие производства. Отношения между собственником, организатором производства, с одной стороны, и наемным работником, с другой, стали определяться принципами товарно-денежных механизмов.

Приобрели более совершенную форму профессионально-кор­поративные отношения в торговле. Были созданы торговые ассо­циации, общества (гильдии), ганзейские союзы, которые позво­лили регулировать внутрикорпоративные нормы торговой актив­ности (сбыт, безопасность торговли и др.). С аналогичными целями были образованы ремесленные цеха, корпоративные объединения, которые к тому же регламентировали труд на производстве. В ряде городов Западной Европы появились университеты, школы, ко­торые из центров подготовки богословов постепенно трансформи­ровались в светские учебные заведения.

На исходе средних веков, еще в условиях доминирования хри­стианского мировоззрения и церковной организации, в городах Северного Средиземноморья стала бурно развиваться система тор­говли и, как следствие, денежное обращение рыночного типа. Во многом именно торговля являлась лидером в оживлении средневе­ковой экономики Запада, в ее специализации. Предложения ре­месленников были подчинены спросу торговцев. Купец этого вре­мени был настоящим предпринимателем. Он посещал рынки и ярмарки, снабжал ремесленников сырыми продуктами, а когда те превращали их в готовые изделия, он покупал эти товары и торго­вал ими. Все это увеличивало значение финансовых обращений. В городах Северной Италии появлялся прототип нынешней кре-дитно-банковской системы, что обусловило появление здесь ран­них форм капиталистического хозяйствования. Возможность отда­вать деньги в рост под проценты появилась в средневековой Евро­пе не без борьбы и сложных препятствий: христианская церковь долгий период противилась этому, считая такую процедуру лихо­имством. Но начиная с XIII в. банкиры Ломбардии в Северной Италии стали преодолевать эти запреты и начали развивать про­цесс выдачи денег взаем под проценты.

Одна из первых в мире финансовых систем, способных переме­щать на далекие расстояния крупные суммы денег на основе специ­альных бумаг - векселей, была создана в XII в. членами христиан­ского Ордена Храма - тамплиерами. Орден тамплиеров был одно­временно монашеским и рыцарским. Первоначально его функции связывались с охраной христианских паломников, которые посещали святые места. Однако.благодаря привилегиям, которые давались там­плиерам Римским Папой, со временем орден превратился в разветвленную, сильную и богатую организацию, не признающую государ­ственные границы и имеющую свои штаб-квартиры (командорства) в разных частях Западной Европы и Ближнего Востока. Перед руковод­ством ордена постоянно вставала задача передачи финансовых средств в свои отдаленные штаб-квартиры. Благодаря известной и скрупулезной честности в денежных делах, прекрасно поставленной бухгалтерии, а также изобретенным векселям (специальным докумен­там, предъявители которых могли получить денежную сумму, указан­ную в них), тамплиеры значительно облегчали движение своих капи­талов при коммерческих и семейных сделках. Надежность вкладов и денежных сделок создавала ордену славу богатейшей организации, каковой она была в действительности. Однако это вызывало зависть многих европейских монархов. В начале XIV в. члены ордена были обвинены в ереси и распущены. Финансовый опыт тамплиеров был использован банковскими домами Западной Европы. (Амбелен Р. Дра­мы и секреты истории / Пер. с фр. М., 1993)

В обществах, которые стали двигаться по пути капитализации своего хозяйства, начинает складываться важнейшее звено совре­менного сервиса: «производители услуг - потребители». Особенно интенсивно эта цепочка действовала в сфере путешествий (в сред­невековой Европе появилось множество паломников). Увеличива­ющееся число путешественников требовало хороших дорог, гос­тиниц, питейных заведений, харчевен. Поведение тех, кто оказы­вал услуги, и тех, кто ими пользовался, поначалу регулировалось традицией, а также религиозными представлениями, нормами повседневного поведения. Но постепенно в отношениях между ними стали преобладать правовые стереотипы и нормы, которые пред­писывало государство.

В странах Западной Европы в этот рубежный период изменя­лась также социальная роль христианской религии. В результате радикальных процессов периода Реформации (конец XV в.) от католицизма отделился протестантизм. Важнейшими идеями Ре­формации явились представления о необходимости личной ответ­ственности человека перед Богом, о важности мирской аскезы и трудовой активности как проявлений любви к Богу. Многосторон­нее воздействие Реформации на общественную, хозяйственную и духовную жизнь в немалой степени способствовало формирова­нию в Западной Европе капиталистического производства, а так­же выдвижению буржуазии на первые роли в обществе.

С развитием капиталистических отношений расширилась и ок­репла ориентация производителей товаров и услуг на удовлетворение запросов потребителей, а также на увеличение своей прибы­ли, что было редким явлением в древнем мире. Но сопровожда­лись эти позитивные процессы явлениями, с которыми общество не могло мириться. Так, ориентируясь на удовлетворение потреб­ностей людей, организаторы разного рода услуг не прочь были воспользоваться человеческими слабостями и пороками, чтобы извлекать собственную выгоду. Известны «услуги» мошенников, которые, играя на людских слабостях, предлагали желающим бы­стро получить какое-либо благо через участие в зрелище, розыг­рыше.

На одной из картин фламандского художника позднего средневе­ковья И. Босха «Шарлатан» изображена уличная сценка демонстра­ции фокусником своего искусства перед группой зрителей. Престиди­житатор в высокой цилиндрической шляпе и красной мантии демон­стрирует ловкость рук, играя со стаканчиками и шариками. О демонической природе трюков напоминает сова - колдовская пти­ца ночи, символ греха, неверия и ереси, но вместе с тем и знак искус­ства высокого пошиба. Она выглядывает из его корзинки, подвешен­ной к поясу. На волшебном столе изображены атрибуты чародея: два симметрично поставленных кубка, на одном из которых показан ша­рик. Точно посередине перевернут бокал. Рядом лежит «магическая палочка» и по ее оси -два шарика.

«Чудотворец» гипнотизирует аудиторию, демонстрируя шарик в поднятой правой руке. Этот сеанс гипноза - своеобразный отвлека­ющий маневр. Любопытная старуха настолько поддалась внушению, что не замечает, как карманный вор - помощник фокусника - среза­ет у нее кошелек, привязанный к ее поясу.

Таким образом, эта картина свидетельствует, что потребность человека в созерцании ловкости рук фокусника и разгадке его трю­ков, впрочем, как и услуга, удовлетворяющая эту страсть, появились на свет отнюдь не с нынешними «наперсточниками», работающими в людных местах современных городов, а намного раньше.

В целом зарождение капиталистических отношений в сфере экономики и распространение рыночных услуг подготовили тра­диционные сообщества к промышленной революции, которая происходила в странах Западной Европы в XVII - начале XVIII в. В Новое время западноевропейская цивилизация начала активизи­ровать принципиально новые факторы общественного развития - технику, промышленное производство и науку, что составило ос­нову нового индустриального общества.