Деловой этикет.
Деловой этикет – результат длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которое способствовало успеху в деловых отношениях. Следует помнить, что деловой этикет включает точное соблюдение правил культуры поведения, которая предполагает в первую очередь глубокое уважение человеческой личности. Социальная роль, которую играет тот или иной человек, не должна быть самодовлеющей, не должна она оказывать и гипнотического влияния на делового партнера. Культурный предприниматель будет в равной степени уважительно относиться и к министру, и к рядовому техническому работнику министерства, президенту компании, фирмы и уборщице офиса, т.е. всем показывать искреннее уважение. Это искреннее уважение должно стать составной частью натуры бизнесмена или человека на любой руководящей должности. Надо верить в порядочность людей.
Мой методический кабинет сложился ровно тогда, когда я вступила в должность заведующей методическим кабинетом. За год до повышения я работала методистом. Пришло много молодых специалистов, которые никогда не работали в области культуры. Приходится соблюдать много нюансов, искать к каждому индивидуальный подход, чтобы ввести в курс этой деятельности. Чтобы команда была всегда сплоченной и не чувствовалось разделение в тех или иных способностях каждого индивида коллектива, приходится всегда помнить о нормах проявления чувств в деловых контактах. Так сказать держать свое эмоциональное состояние в норме. Любой специалист должен ровняться на своего руководителя, а тот должен быть примером. Неприятные впечатления производит чрезмерная любезность и назойливая предупредительность, неуместна также фамильярность.
Манера общения делового человека должна быть направлена на устранение негативного впечатления, а, следовательно, и негативных последствий делового общения.
«Начните жить с надеждой на успех, концентрируйтесь на успехе», - советуют американские психологи. Но если ты человек образованный и имеешь свою трезвую и грамотную точку зрения – не стоит опираться на всё то что говорят американцы).
Тем не менее, в жизни всегда были и останутся отношения, которые обеспечивают наивысшую эффективность в выполнении профессиональных функций. Участники какого-либо взаимодействия всегда стараются сохранить наиболее оптимальные формы этого взаимодействия и правила поведения. Например, в организации от новичка станут требовать неукоснительного соблюдения отработанных и проверенных правил делового общения, т.к. они облегчают выполнение профессиональных функций, способствуют достижению поставленных целей. В том или ином коллективе, группе работников, сотрудников, деловых людей складываются определенные традиции, которые с течением времени приобретают силу моральных принципов и составляют этикет данной группы, общности.
Современный деловой этикет регламентирует поведение людей на службе, в общественных местах и на улице, а также на официальных мероприятиях – приемах, беседах, церемониях, переговорах.
В основе правил делового этикета лежат следующие основные принципы:
• к любому человеку, с которым имеешь дело в работе, следует относиться с одинаковой учтивостью и уважением;
• правила этикетного поведения одинаковы для мужчин и женщин.
Знание делового этикета, его основных принципов и правил, общая культура личности, выбор правильной модели поведения – основа успеха руководителя.
Если обозначить в конкретной форме правила этикета, то они составляют единство двух сторон: прежде всего морально-этической, выражающей нравственные нормы: предупредительность, вежливость, естественность, достоинство, тактичность и т.д., и эстетической, указывающей на красоту и изящество манеры поведения.
Конечно же не всегда удается соблюдать все эти нормы. Только опытный руководитель может совладать с собой в непредвиденных или критических обстоятельствах, дабы не посеять недоверие и укоризненность в коллективе к его действиям.
Преобладание эмоционального начала над рациональным диктует два непреложных вывода:
Первый – будучи заинтересованным в положительном исходе беседы, именно говорящий должен стараться произвести на оппонента благоприятное впечатление;
Второй – в оценке собеседника нужно руководствоваться рациональными критериями, нельзя покушаться на его ценностные ориентиры, вторгаться в область личного дальше, чем это диктуют обстоятельства.
Психологи рекомендуют уяснить особенности характера собеседника и выбрать соответствующий тон. Так, например, с человеком нетерпеливым, несдержанным надо оставаться максимально хладнокровным, а выводы формулировать его же словами. В беседе с незаинтересованным человеком важно придать теме привлекательный характер, поддерживая разговор вопросами информационного и стимулирующего характера.
В заранее запланированной беседе, посвященной обсуждению вопросов, одинаково важных для обеих сторон, рекомендуется придерживаться универсальных принципов ведения разговора:
Привлечь внимание собеседника, пробудить в нем заинтересованность;
Тщательно аргументировать, детально обосновать идею и предложения;
Выявить интересы и устранить сомнения собеседника;
Преобразовать интересы собеседника в окончательное совместное решение.
_______________________________________________________
Схематически ход беседы можно изобразить следующим образом: начало – передача информации – аргументация – нейтрализация – принятие решения.
________________________________________________________
Стараюсь всегда пользоваться этими рекомендациями, и люди, мои коллеги, по части всегда делают так, как я захочу. В некотором роде это высказывание из названия книги крупнейшего специалиста в области социальной психологии Джона Роберта Паркинсона. Он предлагает модели проведения, эмпирические правила, практические советы, как занять активную позицию в отношениях с окружающими.
Итак, в данном вопросе были рассмотрены особенности делового этикета, как важной стороны профессионального поведения. Соблюдение правил делового этикета является основой руководящей деятельности. В организациях должны быть регламентированы правила поведения, для того чтобы работники могли их одинаково применять в общении между собой и клиентами организации.