logo search
Ответы на ГОСЫ 3

39. Финансовая система рф: сущность, сферы, звенья и их содержание.

Финансовые отношения характеризуются общими чертами, а именно — все они:  - осуществляют     перераспределение     валового     внутреннего продукта и национального дохода: - участвуют в формировании фондом денежных средств и  их использовании; контролируют и регулируют распределительный процесс; выступают преимущественно в денежной форме. Пройдя длительный эволюционный путь развития, финансовые отношения   приобретают  разнообразные   формы   проявления.   Это обусловлено    усложнением    хозяйственных    связей,    расширением рынка, функций  и задач государства.   Из обшей совокупности финансов постепенно выделяются отдельные финансовые отношения со  своими   специфическими   особенностями,   образуя   конкретную финансовую категорию. Финансовые категории обладают определенными признаками: функциями, задачами, ролью, целью функционирования. Например, налоги в отличие от финансовых отношений имеют четыре основные функции, выступают важнейшим инструментом воздействия на экономические и социальные процессы страны и др. Расширение взаимосвязей между главными экономическими агентами национальной системы (хозяйствующими субъектами. Населением, государством) создает условия для появления финансовых звеньев. Финансовые звенья — это группировка отдельных финансовых категорий с общими признаками. К ним, к примеру, относятся бюджет, финансы домашнего хозяйства. Бюджет как финансовое звено объединяет такие финансовые категории, как налоги, государственный кредит,  государственные расходы. Развитие производства, торговли, товарно-денежных отношений, банковского дела, международного денежного оборота сопровождается адекватными изменениями в финансовых отношениях. Это обусловило формирование более высокой ступени развития финансовых отношений — финансовых сфер (децентрализованных и централизованных), отличающихся особыми формами формировании, использования, управления, но тесно связанных друг с другом. Управление финансовыми звеньями и сферами осуществляется специальными институтами. На общегосударственном уровне к ним относятся комитеты и комиссии при Государственной Думе и Совете Федерации, финансово-контрольный аппарат Администрации Президента РФ, Министерство финансов РФ и подведомственные ему федеральные службы (Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу). Федеральное казначейство. Финансовая служба страхового надзора, Финансовая служба финансово-бюджетного аппарата, Федеральная таможенная служба. Минэкономразвития России. На уровне субъектов Федераций функционируют комиссии по бюджету и финансам в законодательном (представительном) органе и финансовые институты исполнительных органов, аналогичные федеральным. На местах действуют подобные финансовые институты управления. У хозяйствующих субъектов вопросами финансов занимается финансово-бухгалтерская служба. В домашнем хозяйстве финансовыми потоками регулируют либо глава данного коллектива, либо специально выделенный член домохозяйства.

Финансовая система: денежные фонды и денежные потоки

В процессе развития и усложнения финансовые отношения проходят путь от финансовых категорий к финансовым звеньям, сферам и, наконец, к финансовой системе (3.1).   В условиях рыночных отношений финансовая система отражает общественно-политическую и социально-экономическую стороны жизни общества. Выступая как многоуровневая структура, она охватывает финансовые ресурсы страны в форме различных по назначению денежных фондов. Денежные фонды находятся в собственности либо государства в лице его законодательных и исполнительных органов (централизованная сфера), либо у юридических и физических лиц (децентрализованная сфера). В процессе функционирования денежные фонды используют различные денежные средства (агрегаты):   наличные деньги  (банкноты, казначейские билеты), безналичные деньги (деньги па счетах, и  кредитных учреждениях, денежные аккредитивы, денежные сертификаты), ценные бумаги в виде акций, облигаций, векселей, опционов и др..   Денежные средства, находясь в постоянном движении, создают денежные потоки, требующие четкой организации денежных расчетов. Денежные потоки связывают части финансовой системы в единое целое. По сложности различают односторонние, двусторонние и многосторонние денежные потоки. В односторонних потоках денежные средства идут в одном направлении. Например, перечисленные средства из федерального бюджета РФ идут в Пенсионный фонд для финансирования его расходов. Двусторонний денежный поток предполагает движение денежных средств между двумя звеньями или звеном и сферой, которая не включает данное звено, в прямом и обратном направлениях. Так, в бюджет поступают от предприятий налоги, по при определенных условиях предприятия могут получить бюджетные средства в виде субсидий или кредита. Многосторонние потоки одновременно охватывают различные части финансов и текут в разных направлениях. Бюджет домашнего хозяйства формируется за счет доходов из разных источников (предприятия  —  глава или другой член семьи  получает зарплату в данном предприятии, бюджета — трансфертные платежи); с другой стороны, домохозяйство платит налоги  в бюджеты,   во внебюджетные фонды. Итак, финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаимодействующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства, а также специальных финансовых институтов. В рамках финансовой системы осуществляется разнообразная деятельность, в том числе планирование, финансирование, инвестирование, налогообложение, страхование, финансово-бухгалтерская деятельность, аудит, финансовое инспектирование и др.

Финансовая система Российской Федерации: централизованные и децентрализованные финансы

Финансовая система по формам формирования финансовых ресурсов, методам их использования, способам управления и контроля подразделяется на две сферы. В Российской Федерации это централизованные (публичные) финансы и децентрализованные финансы. Состав финансовой системы РФ представлен на рис. 3.2.  Финансовая система РФ претерпела кардинальные изменения с распадом Советского Союза. До 1991 г. она включала финансы материального производства, финансы непроизводственной сферы и общегосударственные финансы (государственный бюджет СССР, имущественное, личное и иностранное страхование, государственный кредит). Государственный бюджет СССР объединял союзный бюджет, государственные бюджеты союзных республик и государственный бюджет социального страхования. В союзном бюджете в 1970—1990 гг, концентрировалось 52—50% общего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходилось 48— 50%, из которых 35% находилось в распоряжении республиканских бюджетов республик и   15% — в местных бюджетах. Централизованные публичные финансы — это важная часть финансовой системы. Они находятся в собственности государства и в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, функционирующим с I января 2000 г., объединяются в бюджетную систему (федеральный, региональные, местные бюджеты) и внебюджетные специальные фонды. Действующая бюджетная система РФ, как и любого федеративного государства, — трехуровневая. В соответствии с Конституцией РФ это бюджеты: федеральный, субъектов РФ (республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), местные (но Бюджетному кодексу РФ — муниципальных районов и свод бюджетов городских и сельских поселений). Бюджеты — финансовая основа управления государственных органов власти и органов местного самоуправления. Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий. В составе бюджетов могут создаваться целевые бюджетные фонды за счет целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет — статистический сводный бюджет, объединяющий финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы. За счет финансовых ресурсов бюджетной системы обеспечивается структурная перестройка экономики, развитие науки и техники, повышение эффективности производства, военная реформа и реформа жилищно-коммунального хозяйства. В целом это должно способствовать стабильному росту жизненного уровня населения страны. Бюджетной системе принадлежит решающая роль в межотраслевом и межтерриториальном перераспределении средств для выравнивания уровней экономического и социального развития регионов. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ образуют консолидированный бюджет РФ, а бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований па его территории формируют консолидированный бюджет субъектов РФ. Федеральному бюджету РФ принадлежит ведущая роль: он обеспечивают финансовыми ресурсами решение общенациональных задач. На его долю приходится 62% всех доходов консолидированного бюджета РФ (2004 г.). В качестве самостоятельного звена в системе централизованных финансов выделяются специальные внебюджетные фонды. Они начали функционировать с 1 января 1992 г.. и в 90-х годах насчитывалось свыше двух десятков внебюджетных фондов, которые подразделялись па экономические (дорожные, НИОКР и др.) и социальные. Однако с 1999 г. они были консолидированы с федеральным бюджетом (а региональные внебюджетные фонды консолидированы   с региональными бюджетами), и в настоящее время на центральном уровне сохранились лишь три социальных внебюджетных фонда. Эти фонды имеют строго целевое назначение: они предназначены для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей социальной инфраструктуры. Среди внебюджетных социальных фондов важнейший — Пенсионный фонд. Он формируется за счет единого социального налога, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, полученных от собственных инвестиций. Средства Фонда используются па выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, а также па выплачу пособий па детей, пособий пострадавшим от аварии па Чернобыльской ЛЭС. К внебюджетным социальным фондам относится Фонд социального страхования, предназначенный главным образом для выплаты различных пособий, и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, призванный обеспечить охрану здоровья населения. Федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных социальных фондов разрабатываются и утверждаются как федеральные законы. Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты региональных внебюджетных фондов также утверждаются представительными органами субъектов Федерации, а местные бюджеты — местными органами самоуправления. Децентрализованные финансы.  Они составляют основу финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Децентрализованные финансы объединяют финансы коммерческих и некоммерческих предприятий (организаций) финансы домашнего хозяйства. Решающую роль среди децентрализованных финансов играют финансы коммерческих предприятий, организаций, участвующие в создании всех денежных фондов страны. От их состояния зависит общее финансовое положение Российской Федерации и, следовательно, выполнение всех намеченных экономических и социальных программ. В условиях рыночной экономики финансовые отношения предприятий, организаций могут эффективно функционировать па основе ряда принципов (самостоятельности в принятии хозяйственных решений, самофинансированной предпринимательской деятельности и др.). Выполнение этих принципов определяет стабильность всей финансовой системы. Главным источником производственного и социального   развития   трудовых   коллективов   становится    прибыль. Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка — кредиты банков, эмиссию, облигации, депозитные сертификаты и прочие его инструменты. Финансовые ресурсы коммерческих предприятий через бюджетную систему обеспечивают средствами непроизводственную сферу. Некоммерческие организации (благотворительные и религиозные, различные добровольные союзы, фонды и др.), создаваемые для достижения определенных конкретных целей, не ставят своей целью получение прибыли. Их финансовые средства формируются за счет добровольных взносов и пожертвований, поступлений от учредителей, бюджетных средств и др. Особое место в системе децентрализованных финансов принадлежит финансам домашнего хозяйства. Они имеют исключительно важное значение в создании ВВП и НД и регулировании платежеспособного спроса страны. Определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, чем выше его спрос на производимые материальные ценности, чем устойчивее экономическое положение предприятий. Сводный финансовый баланс, Финансовая система, ее финансовые ресурсы находят свое отражение в доходной части сводного финансового баланса. Однако этот баланс охватывает не все финансовые ресурсы страны. Полностью включены лишь централизованные фонды — бюджеты и внебюджетные фонды. Финансовые ресурсы децентрализованных фондов представлены лишь прибылью и амортизационными отчислениями. Заемные средства, привлеченные инвестиции, поступления страховых возмещений, средства от штрафных санкций, денежные доходы и сбережения (финансовые ресурсы) домохозяйств не входят в сводный финансовый баланс. По ориентировочным данным сводного финансового баланса, в настоящее время па долю централизованных финансовых ресурсов приходится около 60%. а на долю децентрализованных финансовых ресурсов — около 40%. Однако, если учесть доходы домохозяйств и более точные суммы финансовых средств предприятий, положение должно измениться в пользу децентрализованной сферы. Финансовая система зарубежных стран.  Финансовая система развитых зарубежных стран в основном включает бюджетную систему с внебюджетными специальными фондами.   В унитарных государствах (Великобритания, Франция, Япония) она включает государственный и местные бюджеты, а также внебюджетные специальные фонды, а в федеративных государствах (США, Германия, Швейцария), помимо этих звеньев, функционируют бюджеты субъектов федерации. Все бюджеты изолированы друг от друга, нижестоящие бюджеты не включаются своими доходами и расходами в вышестоящие. Так, в США местные бюджеты относительно самостоятельны по отношению к бюджетам штатов, а последние — по отношению к федеральному бюджету. Ведущую роль играет федеральный бюджет, утверждаемый как закон, формируемый главным образом за счет налоговых поступлений и используемый на общенациональные цели. Местные бюджеты, связанные с федеральным бюджетом и бюджетом штатов через систему субсидирования, обеспечивают финансами главным образом социально-экономические цели. Среди внебюджетных фондов решающее значение имеют фонды национального страхования, предназначенные для оказания социальной поддержки населению. В большинстве стран они автономны.