logo search
ГЭ_СД_МИР

3. Управление библиотечным персоналом и коллективом

Управление персоналом как целенаправленная деятельность руководящего состава библиотеки, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, методов управления персоналом. Типы кадровой политики: активная, пассивная; открытая, закрытая.

Структура персонала. Технологическое, функциональное и профессионально-квалификационное разделение труда. Социальная структура может быть представлена категориями специалистов-библиотекарей, руководителей отделов библиотеки. В профессионально-квалификационной структуре коллектива библиотеки выделяют следующие группы: высококвалифицированные, квалифицированные, малоквалифицированные, неквалифицированные сотрудники, практики; сотрудники со средним специальным образованием, с высшим библиотечным и небиблиотечным образованием. Структура по степени активности и отношению к работе: авангард, гвардия, середняки, балласт, пилигримы (исследование «Библиотекарь – 90»).

Основные этапы управления персоналом в библиотеке. Планирование потребности в кадрах. Набор и отбор персонала. Источники набора. Методы отбора. Прием на работу. Определение заработной платы и льгот. Обучение и повышение квалификации библиотечных кадров. Оценка персонала. Планирование карьеры. Мотивация. Перемещение и увольнение.

Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Малая группа – небольшая по численности группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Библиотечный коллектив образуют различные структурные сочетания малых групп. Социально-демографическая структура характеризует состав группы по признакам возраста, национальности, пола. Исследователи психологических особенностей функционирования библиотечных коллективов (А. Н. Ванеев, Н. И. Мошкина и др.) считают, что они относятся к социально неблагополучным из-за высокой степени феминизации, наблюдается старение библиотечных кадров. Профессиональная структура представлена профессионалами (имеющими специальную подготовку) и непрофессионалами (сотрудники с небиблиотечным образованием).

Пристальное внимание в менеджменте уделяется формально-неформальной структуре коллектива. Формальные группы создаются руководством на основе специальных правил, постановлений, решений, например, отдел или сотрудники, временно объединившиеся для совместной работы (подготовки выставки и т.п.). Неформальные группы создаются членами коллектива в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками. Это спонтанно образовавшаяся группа людей, регулярно взаимодействующих для достижения общей цели. Они быть замкнутыми или открытыми для других членов коллектива, активными или пассивными, устойчивыми или неустойчивыми, влиятельными или нет. Свойства неформальных групп: социальный контроль, сопротивление изменениям, сплоченность, высокий дух коллективизма, неформальность контактов.

Оптимальное формирование коллектива предусматривает высокий уровень совпадения формальных и неформальных структур. Работа группы зависит от качества и объема взаимовлияний, взаимоотношений членов группы. Особое влияние оказывают следующие факторы: мотивация, структура власти в группе, сложности коммуникации, ощущение принадлежности, представление о цели, ответственность за результаты работы, свобода деятельности.

Большую роль в формировании библиотечного коллектива играют организационная культура и социально-психологический климат. Организационная культа понимается как совокупность ценностей, норм, правил, традиций, определяющих смысл труда сотрудников, независимо от занимаемой ими должности. Социально-психологический климат – условия совместной деятельности, проявляющиеся в мнениях, ощущениях и способствующие или препятствующие общению. На социально-психологический климат коллектива влияют внутренние и внешние условия: оплата труда, умение общаться друг с другом, организация работы, уровень культуры работников, компетенция непосредственного руководителя, обстановка в стране, условия труда. Климат описывается такими характеристиками, как здоровый, благоприятный, и нездоровый, неблагоприятный. В неблагоприятном климате может возникнуть моббинг – преследование, выживание, травля отдельных членов коллектива и чаще возникают конфликты, хотя от них не застрахована любая библиотека.

В соответствии с современным видением, конфликты являются способом выявления и разрешения противоречий, обнаружения недостатков в деятельности библиотеки. Наличие конфликтов является показателем того, что организация развивается, а не стоит на месте. Виды конфликтов: деловые и личностные; вертикальные и горизонтальные; внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые; конструктивные и деструктивные, открытые и скрытые, скоротечные и затяжные. Причины возникновения конфликтов (В. Зигерт и Л. Ланг): мотивационные, коммуникационные, власти и безвластия, конфликты – фантомы, конфликты в личной жизни; по другой классификации (М. Мескон): распределение ресурсов, взаимозависимость задач, различие в целях, представлениях и ценностях организации, групп и отдельных сотрудников, слабая интеграция их стремлений и мотивов, различия в манере поведения и жизненном опыте, недостатки и ошибки управленческой деятельности и др. Способы разрешения конфликтов: уклонение, принуждение, компромисс, решение проблемы.

Библиографический список:

1. Алтухова, Г. А. Моббинг как психологическая проблема / Г. А. Алтухова // Библиотековедение. – 1998. – № 2 – С.63 – 70.

2. Библиотечные кадры : статус, использование, непрерывное образование : научно-реферативный сборник / сост. С. Д. Колегаева, Л. Б. Хайцева ; Рос. гос. б-ка. – Москва, 1996. – 164 с.

3. Библиотечный коллектив : формирование и управление : учебное пособие / А. Н. Ванеев [и др] ; Санкт.-Петербург. гос. акад. культуры. – Санкт-Петербург, 1996. – 58 с.

4. Ванеев, А. Н. Конфликты в библиотеке : предупреждение и разрешение / А. Н. Ванеев. – Санкт-Петербург : Профессия, 2001. – 128 с.

5. Галимова, Е. Я. Организационная культура библиотеки : учебное пособие / Е. Я. Галимова. – Москва : Профиздат, 2002. – 51 с.

6. Минкина, В. А. Библиотечная конфликтология : приглашение к продолжению дискуссии / В. А. Минкина // Науч. и техн. б-ки. – 2001. – № 10 – С. 39 – 49.

7. Моргенштерн, И. Г. На работу – как на праздник / И. Г. Моргенштерн // Библиотека. – 1993. – № 5. – С. 22 – 24.

8. Психологический климат в коллективе библиотеки : практическое пособие / Рос. гос. б-ка. – Москва, 1996. – 152 с.

9. Солоненко, Л. В. О необходимости проведения гендерных исследований / Л. В. Солоненко // Библиотековедение. – 1997. – № 2. – С. 58 – 67.

10. Сукиасян, Э.Р. Управление персоналом в библиотеке : российские реалии / Э. Р. Сукиасян // Научные и технические библиотеки. – 2000. – № 4. – С. 41 – 45.

11. Суслова, И. М. Основы библиотечного менеджмента : учебно-практическое пособие / И. М. Суслова.– Москва : Либерея, 2000.– 232 с. – Гл. 7, 9, 14 – 16.

12. Суслова, И. М. Социальные функции управления персоналом библиотеки / И. М. Суслова, Л. В. Абрамова // Библиотековедение. – 2006. – № 1. – С. 38 – 42.

13. Тюлина, Н. И. Оценка работы кадров в западной системе управления библиотекой / Н. И. Тюлина // Мир библиотек сегодня : научно-информационный сборник / Рос. гос. б-ка. – Москва, 1994. – Вып. 1. – С. 47 – 57.

14. Управление библиотечным персоналом // Справочник библиотекаря / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 2-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург, 2001. – С. 246 – 280.