logo search
Новые Лекции курса СНС

5.3. Проблемы построения региональных счетов

Национальные счета могут составляться не только для экономики страны, но и по отдельным ее регионам. В этом случае счета называются внутринациональными. Особое значение внутринациональные счета имеют в странах, имеющих большую территорию и сложное административно-территориальное деление. Как правило, в таких странах существуют значительные различия в уровнях экономического и социального развития регионов, поэтому не только территориальные органы управления, но и государство в целом заинтересовано в информации, комплексно характеризующей экономику регионов, позволяющей осуществить выработку экономической политики и оценку эффективности принятых решений на региональном уровне. Необходимость расчета макроэкономических региональных показателей для России ставит вопрос о том, какими должны быть эти показатели, т.е. будут ли они аналогами показателей СНС на федеральном уровне или это будут специфичные показатели, рассчитываемые только на региональном уровне. В общем случае, региональные показатели СНС должны быть:

1.современными, отвечающими требованиям рыночной экономики

2.системными, методологически сопоставимыми с макроэкономическими показателями федерального уровня и показателями других регионов

Методологические принципы, изложенные в СНС ООН 93, могут быть применимы и для региональных макроэкономических показателей. Однако в силу ряда особенностей, присущих региональной экономике: ограниченности информационных ресурсов и трудностей решения ряда методологических проблем на внутринациональном уровне вся система СНС в таком виде, как она представлена на национальном уровне, на региональном уровне предполагает, что каждый регион рассматривается как самостоятельная экономическая система. Операции с другими регионами принимают форму внешнеэкономических взаимосвязей, отличаемые, однако, от операций с остальным миром. В действительности, региональная экономика является открытой системой. Резиденты региональной экономики, как правило, осуществляют операции не только на территории своего региона, но и в других регионах. Основная часть материальных и финансовых ресурсов региона формируется за счет обмена с другими регионами, и наоборот. Значительная часть произведенных в регионе продуктов и услуг потребляется нерезидентами. А эти операции трудно зарегистрировать. Межрегиональные потоки товаров, финансовых ресурсов, миграции членов домашних хозяйств могут быть очень интенсивными и отсутствие информации об этих потоках осложняет построение региональных счетов и нарушает сбалансированность показателей производства и использования.

Аналогичные проблемы имеют место и на федеральном уровне. Например, массовый русский туризм, режим свободной торговли в Белоруссии. Но, не смотря на условность некоторых расчетов, таких как товарообмен с Белоруссией или челночная торговля, на федеральном уровне строится платежный баланс и имеется информация и методы для отражения в СНС операций с остальным миром.

В регионах многие предприятия-производители даже не знают, где реализуется их продукция. Например, нефть добывается в Тюменской области, а экспортируется через посредническую фирму в Москве.

Существует и ряд других трудностей, связанных не с ограниченностью информации, а концептуальной неопределенностью расчета некоторых показателей на региональном уровне. Например, проблема распределения процентов по внешнему долгу между регионами. Проблема отражения производства и потребления коллективных услуг (оборона, федеральное Правительство) в том или ином регионе. Проблема распределения между регионами услуг финансовых посредников, например, банков, деятельность которых, как правило, не ограничивается одним регионом. Аналогичные проблемы возникают и на глобальном уровне, они обусловлены объединением стран (северо-американский рынок свободной торговли, ЕС, евроазиатский союз) и всеобщая глобализация экономики.

Аналогичные вопросы возникают и при определении региональных показателей производства и использования продукции, транспорта и связи, внешнеэкономической деятельности и налогов на импорт и экспорт.

Методологические трудности построения региональных счетов обусловлены также наличием различных типов институциональных единиц в каждом регионе, большую часть которых составляют региональные единицы с центром экономического интереса в том же регионе, где осуществляется их производственная деятельность. В этом случае институциональные единицы являются региональными резидентами и особых трудностей в отражении их операций не возникает. В каждом регионе существуют и межрегиональные институциональные единицы, центр экономического интереса которых распределен между несколькими регионами, но не охватывает всю страну в целом. Например, управление железной дороги, пароходства, межрегиональные медицинские центры, крупные предприятия с региональными филиалами.

При распределении операций межрегиональных единиц между различными регионами необходимо оценить фактические потоки между заведениями каждой единицы, расположенных в различных регионах. Однако некоторые части операций межрегиональных единиц не поддаются такому распределению. Это означает, что межрегиональные институциональные единицы по определению не могут быть напрямую разбиты на ряд региональных институциональных единиц.

Кроме региональных и межрегиональных единиц, существую также и национальные единицы, центром экономического интереса которых является Россия в целом. Например, РАО ЕЭС, федеральные министерства и ведомства. Их операции могут быть распределены между регионами лишь с определенной долей условностей. Например, возможны ситуации, когда проценты по их долгу, подлежащие оплате центрального Правительства, не связаны с каким-то географическим регионом. Именно из-за трудностей концептуального характера ни одна страна в мире не может построить полную систему счетов для своих регионов. В большинстве случаев региональные счета ограничены учетом производственной деятельности по отраслям и более полными счетами институциональных секторов, включающих региональные единицы, такие как домашние хозяйства и местные органы управления.

Региональные показатели не могут быть построены по той же схеме, что и национальные счета. Методика их построения должна быть существенным образом скорректирована. Для их расчета должны быть установлены определенные нормы и правила, базирующиеся на имеющееся информации и отвечающей потребностям пользователей. На практике при построении региональных счетов используются 2 метода:

1.распределение между регионами различных операций и потоков на основе косвенных показателей. Например, удельные веса ВРП в ВВП.

2.введение в состав национальной экономики дополнительного условного (виртуального) региона, объединяющего заведения, расположенные в различных регионах.

Единого международного стандарта построения региональных счетов не существует. Каждая страна организует работу по их составлению по-своему, используя свои подходы к решению методологических проблем, определения отдельных региональных показателей. В одних странах, первичные расчеты региональных показателей ведутся на региональном уровне, в других – все расчеты осуществляются на федеральном уровне. Некоторые страны вообще не рассчитывают региональные счета. В Канаде региональные расчеты начали внедряться с 1994 г. по всем отраслям экономики. Расчет региональных счетов по 13 провинциям осуществляется централизовано в статистическом агентстве Канады. Рассчитывается провинциальный ВВП тремя методами и ежегодно строятся 13 детализирующих таблиц ресурсов и использования. При проведении провинциальных расчетов в Канаде используются определенные допущения и различные косвенные показатели. В Австралии расчет региональных счетов по штатам осуществляется в австралийском бюро статистики на регулярной основе, при этом используются свои специфические методы расчета. В Германии сначала рассчитывается ВВП на федеральном уровне в статистическом управлении в Бадене, а затем происходит ее распределение между землями. В США и Японии региональные расчеты проводятся независимыми научными организациями (университетами) на базе соответствующих штатов или префектур, причем единая методология отсутствует и на федеральном уровне такие расчеты не контролируются.

В России принята следующая схема расчета региональных показателей СНС:

Первоначально они рассчитываются территориальными комитетами статистики по единому плану и единой методологии, разрабатываемой федеральным статистическим агентством России. Затем эти показатели направляются в федеральное статистическое агентство России, где они проверяются, в случае необходимости корректируются и подвергаются централизационному досчету. А затем публикуются в обобщенном виде. На региональном уровне строится не вся система национальных счетов, а только отдельные ее показатели. Методология построения региональных показателей может отличаться от методологии аналогичных показателей федерального уровня. Сумма региональных показателей не обязательно должна совпадать с аналогичными показателями федерального уровня. Расширение числа показателей СНС, рассчитываемых на региональном уровне осуществляется поэтапно. В настоящее время существуют следующие показатели:

1.ВРП

2.Фактическое конечное потребление домашних хозяйств

3. Валовое накопление

4.Показатели счета образования доходов (оплата труда наемных работников, чистые налоги на производство, валовая прибыль и валовые смешанные доходы)

Базовыми в этой системе являются показатели ВРП. По своему экономическому содержанию показатели ВРП аналогичны показателю ВВП, рассчитанного производственным методом на федеральном уровне. Т.е. ВРП в рыночных ценах меньше суммы отраслевых добавленных стоимостей, созданных за отчетный период резидентными единицами региональной экономики, включая чистые налоги на продукты. Методология расчета этого показателя по большинству отраслей на региональном и федеральном уровне совпадает. Но при расчете ВРП в настоящее время не полностью определены подходы к определению ряда показателей, которые включаются в ВВП. Поэтому, суммарный ВРП регионов меньше ВВП России. Прежде всего это относится к величине добавленной стоимости нерыночных коллективных услуг, оказываемых государственными учреждениями обществу в целом (национальная оборона, государственное управление, международная деятельность, проведение общероссийских выборов и референдумов); других нерыночных услуг, финансируемых за счет федерального бюджета, информация по которым на региональном уровне отсутствует; услуг финансовых посредников; услуг внешней торговли, объемы которых можно оценить лишь на федеральном уровне. В объем ВРП также не включается величина налогов на экспорт и импорт, т.к. из-за отсутствия достаточно надежной информации о внешнеторговых операциях по регионам величину этих налогов практически невозможно точно определить между отдельными регионами.

В соответствии с требованиями СНС такой подход к расчету обобщающего показателя развития экономики региона методологически оправдан. Если же в качестве основы будет использован другой подход, предполагающий распределение между регионами всех операций межрегиональных и национальных институциональных единиц, то для распределения тех величин ВВП, которые рассчитываются лишь на федеральном уровне необходимо определить близкие по экономическому смыслу косвенные показатели. Прежде всего это нерыночные коллективные услуги.

Концептуально учет этих услуг должен осуществляться по месту их производства, а их величина включается в объем ВРП соответствующего региона. Потребление этих услуг может не совпадать с местом их производства и рассматриваться в системе счетов как внешнеэкономические связи с другими регионами. Объем этих коллективных услуг определяется в размере соответствующих расходов государственных средств, отражаемых в счете об исполнении федерального бюджета, который учитывается и отражается системой региональных казначейств в соответствии с действующей единой бюджетной классификацией. Однако некоторые услуги сложно разбить на отдельные регионы, что обусловлено двумя причинами:

 невозможность определить к какому конкретно региону можно отнести расходы (расходы на международное сотрудничество, реализация международных соглашений, обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов и материальных резервов)

некоторые политические соображения (расходы на оборону, органы внутренних дел и государственной безопасности, внутренние пограничные войска, уголовно-исправительную систему, службу спасения)

Особое место занимает учет расходов на оборону в составе ВРП. Услуги национальной обороны определяются на основании исполнения федерального бюджета РФ и не связаны с географическим место их производства. Теоретически расходы на оборону по регионам можно распределить на основании косвенных показателей (численность населения регионов). Однако эти данные все равно будут секретными, не подлежащие опубликованию не только в институциональном виде, но даже в составе объема ВРП. Кроме того, структура вооруженных сил страны не соответствует административно-территориальному делению по регионам, однако близка к территориальным границам семи федеральных округов. Налаживание соответствующего учета – сложная, трудоемкая и неоправданная поставленными целями операция. На данном этапе при расчете ВРП оставляют в качестве нераспределенной части расходы государства на международную деятельность, на обслуживание государственного долга, пополнения государственных запасов и резервов, расходы на мобилизационную подготовку экономики, на проведение выборов и референдумов, а также услуги внешней торговли, налоги и субсидии на импорт и экспорт, услуги банков и других финансовых посредников. Также не распределяются по регионам расходы на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, содержание аппарата целевых бюджетных фондов и расходы фондов в том случае, если эти расходы не проходят через региональное казначейство.