logo search
МенеджментКЛ

3. Основные научные подходы и школы.

Практика управления пережила достаточно длительную и глубокую эволюцию. Менеджмент был признан наукой, самостоятельной областью знаний, подлежащей изучению и рассмотрению с разных точек зрения, только в XX в.

Рассмотрим основные школы менеджмента.

1. Научная школа управления (1885-1920 гг.). Основатель школы научного менеджмента — Ф.У. Тейлор инженер-практик и менеджер, который в своей работе решал проблемы рационализации производства и труда с целью повышения его производительности и эффективности.

Тейлор предложил строго научную систему знаний о законах рациональной организации труда. Составными элементами данной системы являются математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, метод изучения времени и движений (хронометраж), способ расчленения и рационализация трудовых приемов, инструкционные карточки и многое другое, что позднее вошло в т.н. механизм научного менеджмента.

В целом научный менеджмент можно свести к таким положениям, как:

1) важность применения научного анализа для определения наилучших способов достижения целей;

2) целесообразность отбора и использования работников, наиболее подходящих для выполнения конкретных заданий, обеспечение их последовательного обучения и переобучения;

3) необходимость снабжения работников всеми ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения поставленных перед ними задач;

4) систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности труда.

2. Классическая, или административная, школа (1920-1950 гг.).

Имя Анри Файоля связывают с возникновением административной школы. В своей книге «Общий и индустриальный менеджмент» он сформулировал теорию управления. Эта теория стала началом многих современных идей, касающихся проблем управления. Он выделил элементы управленческой системы — планирование, организацию, руководство, координацию и контроль, с помощью которых можно изучать и анализировать процесс управления. Представители административной школы впервые предприняли серьезную попытку разработать и применить на практике принципы, пригодные для использования на всех уровнях управления предприятием. Вклад этой школы состоит в том, что:

1) было сконцентрировано внимание на системе администрации и высших уровнях управленческой системы;

2) произошло выделение функций управленческой системы — каждый менеджер должен выполнять определенные функции (планирование, организацию, контроль и др.);

3) были разработаны принципы менеджмента, которые можно было использовать для всех типов организаций (единоначалие, делегирование полномочий, разделение труда и др.).

3. Школа человеческих отношений (с начала 1950-х гг. до настоящего времени).

Основными представителями школы человеческих отношений являются Г. Мюнсгерберг, В. Скотт, М. Фоллет, Р. Лайкерт, Э. Мейо Они расценивали человеческий фактор как основной элемент эффективной организации.

Основная цель, которую преследовали представители данной школы, — повышение эффективности работы организации за счет лучшего использования человеческих ресурсов. Они провели множество исследовании и экспериментов по вопросам мотивации людей, характера власти, лидерства, качества трудовой жизни и т.д. Результатом исследования стали выводы: система человеческих отношений влияет на результативность труда не меньше, чем рационализация труда. Школа человеческих отношений доказала, что разработанные операции и хорошая заработная плата не всегда ведут к высокой производительности труда. Одновременно с ними важным фактором является сила взаимопонимания между людьми, их потребности. Чтобы эффективно управлять организацией, необходимо осваивать и использовать приемы управления человеческими отношениями.