logo search
Бизнес-планирование (курс лекций)

Раздел 1. Описание продукции (товаров, услуг)

Написанию данного раздела предшествует значительная предвари тельная работа по выбору продукции (товара, услуги), которая должна стать основой бизнеса предприятия.

При планировании вида продукции должны учитываться, с одной стороны, возможности предприятия: производственные, финансовые, материальные ресурсы; система сбыта продукции; квалификация имеющихся кадров и др. С другой стороны, важно учитывать потребности рынка и требования потенциальных покупателей к продукции.

Описание продукции включает краткую характеристику потребительских свойств продукции, которую будет предлагать предприятие, а также результаты сравнительного анализа с аналогами продукции на существующих рынках.

Рекомендуемая схема описания продукции:

- наименование изделия и его спецификация;

- функциональное назначение и область применения (для каких потребителей предназначена продукция);

- основные технические, эстетические и другие характеристики;

- показатели технологичности и универсальности;

- соответствие стандартам и нормативам;

- стоимостная характеристика.

Точное описание продукции (товара, услуги) позволяет особо остановиться на возможностях ее использования и наиболее привлекательных сторонах. Именно это позволяет подчеркнуть уникальность продукции. Рекомендуется приложить фотографию, рисунок продукции или рекламный проспект. Можно представить список экспертов или потребителей, которые знакомы с продукцией и дают о ней благоприятные отзывы (приложение к бизнес-плану).

В данном разделе приводятся сведения о патентно-лицензионной защите, торговых знаках, авторских правах и других объектах интеллектуальной собственности, связанных с данной продукцией. Кроме того, указываются требования к контролю качества, подготовке пользователей, обслуживанию и возможности дальнейшего развития.

В разделе должна быть приведена калькуляция стоимости единицы про­дукции (товара, услуг).

Таблица 1