Этика буддизма.
Буддизм можно отнести к категории «этических религий», поскольку буддийская традиция породила богатейший дискурс в области морали и праведного, должного поведения. В то же время, буддистскую этику нельзя понимать в отрыве от главной цели буддизма — окончательного освобождения от привязанности к этому миру, выходу за его пределы, а значит, и за пределы дуализма добра и зла в его «посюстороннем», в мирском понимании.
Этическая система, регулирующая поведение в этом мире в конечном итоге не имеет самостоятельного значения, она подчинена идеалу нирваны, который определяет содержание этики, но и, в известном смысле, отрицает ее. Центральным понятием собственно буддийской этической системы является карма — волевое, намеренное действие, порождающее этически позитивные или негативные следствия, которые проявляются либо в этом, либо в последующем рождении человека, совершившего эти действия.
Главными, корневыми грехами, привязывающими к бесконечному колесу рождения-и-смерти (сансаре), являются алчность, ненависть и заблуждение; именно к этим трем сводятся в конечном итоге все остальные формы неправедного поведения. Усилия, направленные на преодоление этих «корней», есть Путь добродетели; окончательный отрыв от них и есть нирвана, высшая цель буддизма.
Идея Пути к нирване включает и более позитивное, развернутое изложение буддийской этики. Путь, или Срединный Путь, или Восьмеричный Путь есть Четвертая Благородная Истина учения.
Применительно к монахам пять главных правил интерпретируются в гораздо более строгом духе. Кроме того, существуют еще десятки и даже сотни правил монашеской дисциплины, которые добавляются к главным пяти правилам. Хотя эти дисциплинарные правила нельзя отнести к собственно этическим, они с ними тесно связаны по своему смыслу.
Буддизм не делает сильного акцента на семейных ценностях. Благие дела, создающие «позитивную» карму, сводятся к выполнению главных пяти правил, и прежде всего к проявлению тех качеств, которые соответствуют идеалу освобождения: щедрости, отказу от излишеств, преодолению эгоизма, состраданию; эти же качества проецируются на идеал праведного правителя и справедливой власти. Сострадание становится главным этическим идеалом буддизма Махаяны, олицетворением которого служат бодхисаттвы — совершенные существа, отложившие переход в нирвану из сочувствия к страданиям других существ. Бодхисаттвы воплощают особые «совершенства» (парамита); обычно речь идет о «шести совершенствах»: щедрость, моральность (то же понятие «шила», здесь понимаемое прежде всего как верность обетам), терпение, усилие, сосредоточенность, мудрость.
В силу сравнительной неразработанности мирской этики, буддизм в целом отличается терпимостью и допускает широкий диапазон дозволенного поведения. В частности, позиции буддизма в области биоэтики относительно либеральны. Буддизму чужда жесткая, абсолютистская этика; впрочем, ее нельзя назвать и чисто утилитарной. Скорее в ее основе лежит праведный образец того, кто следует Пути. Дух буддийской «отрешенности» придает буддийскому идеальному поведению своеобразный стиль умиротворенности и взаимной мягкости в отношениях между людьми.
- 1. История терминов: этика, мораль, нравственность.
- 3.Этика и бизнес.
- 4.Этические проблемы деловых отношений.
- 5.Методы внедрения этических принципов в деятельность организации.
- 6. Назначение и содержание этического кодекса.
- 7. Социальная ответственность организации.
- 8.Управленческая этика. Авторитет руководителя.
- 9. Моральная сущность дельфинов и акул.
- 10. Профиль (качества) успешного предпринимателя.
- 11.Виды этикета. Деловой этикет.
- 12. Визитные карточки.
- 13.Деловые подарки и сувениры.
- 14. Особенности делового этикета в зарубежных странах.
- 15. Программа пребывания делегации.
- 16. Подготовка к приему. Виды приема.
- 17. Понятие «деловая беседа».
- 18. Функции деловой беседы.
- 19.Основные этапы деловой беседы.
- 1. Подготовительные мероприятия
- 2. Начало беседы.
- 3. Информирование присутствующих
- 4. Аргументирование выдвигаемых положений
- 5. Завершение беседы.
- 20. Вопросы и замечания собеседников.
- 21. Основные этапы коммерческих переговоров.
- 22.Техника ведения переговоров.
- Этика Конфуция.
- Этика буддизма.
- Этика Аристотеля.
- Этика Сократа.