logo search
БП И ПРОЕКТА

Понятие и задачи бизнес-плана.

Бизнес-план – это план осуществления бизнес операций, действий фирмы, содержащий сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации и эффективности предприятия. [3]

Бизнес-план – это документ, который описывает все основные аспекты будущего коммерческого проекта (предприятия). В нем анализируются все проблемы, с которыми предприятие может столкнуться, а также определяются способы решения этих проблем [2].

Цель разработки бизнес-плана – планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка для привлечения различных возможностей получения необходимых ресурсов.

Бизнес-план включает разработку целей и задач, ставящихся перед предприятием на ближайшую и дальнейшую перспективу, оценку текущего состояния экономики, сильных и слабых сторон производства, анализ рынка, его коньюктуры и информации о клиентах. Бизнес-план помогает дать оценку ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в исследованных, конкурентных условиях. Бизнес-план дает объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности предприятия, определяет зоны риска, предлагает пути их снижения.

Основными задачами бизнес – плана является:

- сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения;

- определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

- выбрать ассортимент и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям;

- оценить производственные и непроизводственные издержки;

- определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, стимулированию продаж, ценообразованию и т.п.;

- оценить финансовые возможности фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов их необходимости для достижения поставленных целей.

Бизнес – план выполняет следующие основные функции, а именно:

- оценка фактических результатов деятельности предприятия за определенный период;

- разработка концепции ведения бизнеса в перспективе;

- представляет собой стратегический план предприятия.

- является инструментом привлечения финансовых ресурсов;

Таким образом, бизнес – план позволяет проанализировать предстоящую деятельность предприятия, его возможности и обосновать выбор приоритетных целей, т.е. определить стратегию функционирования фирмы.

Бизнес-план используется незави­симо от сферы деятельности, масштабов, собственности и орга­низационно-правовой формы компании. В нем решаются как внут­ренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные установлением контактов и взаимоот­ношений с другими фирмами и организациями. Бизнес-план является одним из первых обобщающих документов обоснования инвестиций. Он содержит укрупненные данные о планируемой номенклатуре и объемах выпуска продукции, характеристики рынков сбыта и сырьевой базы, потребность производства в земельных, энергетических и трудовых ресурсах, а также содержит ряд показателей, дающих представление о коммерческой, бюджетной и экономической эффективности рассматриваемого проекта, в первую очередь представляющих интерес для инвесторов и участников проекта.

В зависимости от рыночной ситуации и цели составления бизнес – план может быть различным, например: план выхода из кризисного состояния, план развития действующего предприятия, инвестиционный бизнес-план. Бизнес – план может быть нацелен как на развитие предприятия, так и на его финансовое оздоровление.

Бизнес–планы разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнесу (производство продукции, работ или услуг, воплощение технических решений), по предприятию в целом (новому или уже действующему), также может планироваться деятельность всего предприятия или его отдельного подразделения.

Бизнес-план является “дорожной картой” - изложением стратегической цели и пути её достижения. Бизнес-план - это демонстрационный и рекламный документ - рекламный буклет деловых предложений, с которыми обращаются к своим предполагаемым компаньонам. Но с помощью бизнес-плана не просто продается какой-нибудь продукт, услуга или рабочая среда, а продается бизнес всей компании, как единое целое.