logo search
Shpory_po_ISU

Роль исследований в решении задач управления.

Исследование – это вид познавательной деятельности человека с целью приобретения новых знаний. Проведение исследований – одно из главных предназначений человека.

Исследования систем управления организациями направлены на то, чтобы усовершенствовать организационные системы, создать условия для повышения эффективности организаций и обеспечить их выживаемость в сложных условиях окружающей среды.

Для решения этих задач в процессе проведения исследования необходимо стремиться к максимальной объективности и точности. При этом всегда должна обеспечиваться доказательность исследований. Если рассматривать научные исследования с позиций методологии, то можно выделить три уровня, или три подхода, к исследованиям: эмпирический, теоретический, прагматический, взаимодополняющие друг друга.

В ходе решения задач управления организацией, занимающейся коммерческой деятельностью, исследованием называется процесс выработки новых научных знаний о функционировании организационной системы с целью использования их для решения конкретных практических задач.

3.Научные подходы к исследованиям систем управления.

Если рассматривать научные исследования с позиций методологии, то можно выделить три уровня, или три подхода, к исследованиям: эмпирический, теоретический, прагматический, взаимодополняющие друг друга.

  1. Эмпирический – (греч. Empeiria - опыт) Опыты и эксперименты как единственный источник знания. Опытным путем устанавливаются новые факты науки, и, на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности.

  2. Теоретический – (греч. Theoria - наблюдение) Наблюдения и умозаключения, отражающие объективные закономерности развития природы и общества. Выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, объясняющие установленные ранее факты и позволяющие предсказать и предвидеть события в дальнейшем.

  3. Прагматический – (греч. Pragma – дело, действие) Истинным считается только то, что дает практически полезные результаты. Выделяются конкретные практические задачи ближайшего будущего, и на основе опыта, знаний и интуиции предлагается набор альтернативных решений для достижения поставленной цели.

  4. Системный подход, сформулированный в 30-е гг. ХХ в. нашел свое применение для исследования систем управления организациями, ведущими коммерческую деятельность. Исходным положением системного подхода является наличие цели, которая является одним из важнейших признаков организации как сложной, открытой, управляемой, динамической системой с целенаправленным действием.

Организации свойственны все признаки системы, представляющие собой, некоторую целостность, состоящую из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Основными признаками системы являются: множество элементов, единство главной цели для всех элементов, относительная самостоятельность элементов, наличие связей между элементами, целостность и единство элементов структуры, четко выраженное управление.

Применительно к ИСУ системный подход представляет собой методологию познания составных частей через целое и целое через составные части. Целое и части в организационной системе выступают в диалектическом единстве и взаимосвязи.

При ИСУ принимаются во внимание три основных принципа:

  1. Процессный подход, обоснованный в начале ХХ в. А. Файолем, базируется на взаимозависимости всех функций управления. По Мескону, это подход, «основанный на концепции, согласно которой управление есть непрерывная серия взаимосвязанных действий или функций». ИСУ – это тоже непрерывный процесс, направленный на совершенствование систем управления.

  2. Ситуационный подход, разработанный в конце 60-х гг. минувшего столетия англ. Исследователями Т. Бернсом и Г. Сталкером, основан на «законе ситуации», сформулированном в 20-е гг. Фоллетом. Ситуационный подход, дополняя и расширяя практическое применение системного и процессного подходов, предполагает необходимость ИСУ как в статике, так и в динамике с учетом воздействия изменений во внешней и внутренней среде.

4. Функции и задачи управления современной организацией.

Управление в самом широком смысле – это функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима функционирования, реализацию программы, достижение цели деятельности.

Функции – планирование, организация, мотивация, контроль.

ИСУ организациями направлены на то, чтобы усовершенствовать организационные системы, создать условия для повышения эффективности организаций и обеспечить их выживаемость в сложных условиях окружающей среды.

Для решения этих задач в процессе проведения исследования необходимо стремиться к максимальной объективности и точности. При этом всегда должна обеспечиваться доказательность исследований.