Введение.
Практически все, что делает руководитель, требует установления контактов: с вышестоящим руководством, подчиненным и коллегам из других учреждений и т. п. В любой своей роли – лидера, распространителя или получателя информации, специалиста, принимающего решения, не говоря уже о необходимости реализации управленческих функций, он должен быть коммуникабельным, т.е. обладать навыками эффективного и качественного общения, эстетическими правилами делового общения.
Одна из основных форм деловых контактов - беседа. При ее проведении преследуются различные цели: убедить оппонента в правильности собственной позиции, сообщить информацию, выработать совместное решение по проблеме. Беседа – это диалог, общение с глазу на глаз, поэтому решающее значение в ней приобретают психологические моменты. Исследования немецких ученых В. Зингера и Л. Ланг убедительно доказали, что при общении в первую очередь воспринимаются эмоциональные элементы (жесты, мимика, интонация и громкость голоса, манера поведения) и только потом включаются рациональные механизмы (оценка знаний, умений, опыта, квалификации).
Специфика делового общения заключается в том, что столкновение, взаимодействие экономических интересов и социальное регулирование осуществляется в правовых рамках. Идеальным результатом взаимодействия и правового оформления отношений становятся партнерские отношения, построенные на основах взаимного уважения и доверия.
Руководитель одновременно должен быть организатором, психологом, учителем, экспертом в постановке задач, и, наконец, просто другом и внимательным слушателем. Именно в стольких ипостасях предстает руководитель, который проводит беседы, ведет личные и телефонные переговоры, составляет деловые письма, то есть выполняет весь объем работ, связанных с деловым общением.
Одна из первых характеристик делового человека – манера общения. Залогом успеха делового человека будет являться уверенная манера общения, но без агрессивности и попыток давления, доминирования. Что значит уверенная манера поведения? Уверенный в себе человек реализует право высказывать свою точку зрения, при этом уверенность в себе не допускает «сотрясения воздуха» ради проформы, когда партнер не слушает говорящего. Уверенность – это способность оказывать позитивное влияние на других, частью – подход к жизни, частью – социальный навык. Уверенные в себе люди часто оценивают других как доброжелательных и расположенных к партнёру. Люди не уверенные в себе, имеют обыкновение смотреть на других людей как на тяготеющих к холодности и расположенных к ним.
В деловом общении необходимо добиваться взаимного уважения, а исходя из этого добровольного признания личности партнера и его статуса. Этика делового общения признает обязательным проявления уважения к каждому партнеру по общению. Положительная атмосфера общения, для которой характерны доброжелательность, внимательность, тактичность, помогает усвоить эту манеру общения всем посетителям офиса, учреждения для посетителей и партнеров по общению эта атмосфера выражается в «эмоциональном комфорте».
Будучи молодым руководителем, я постоянно ищу тот или иной подход к любому человеку, будь то коллега или посетитель. Особого внимания и корректного подхода требует каждый сотрудник. В первой главе мне хотелось бы раскрыть тему делового этикета.