logo search
лекц заочн рус

1. Понятие и сущность инноваций.

Innovation-нововведение (от латинского innovatio).

В отношении сущности понятия в научной литературе существуют два

основных подхода (широкий и узкий). Классическим изложением широкого

подхода считается формулирование австрийского экономиста Шумпетера в

монографии теории экономического развития 1913 года. Соответственно

этой позицией инновации состоят из пяти составляющих:

1.Введение нового товара.

2.Введение нового метода производства.

3.Открытие нового рынка, на котором рассмотренная область не была представлена.

4.Завоевание нового источника сырья и полуфабрикатов.

5.Внедрение новой организационной структуры.

Большинство экономистов соблюдают более узкий подход, ограничивающий проблему инноваций научно-техническими и технологическими проблемами.

Срок ''инновация'' в отечественной литературе начал применяться с 90-х лет. Методология описания инноваций в рыночной экономике основана на международных стандартах, рекомендации из которых были приняты в Осло в 1992 году по названию ''Руководство Осло''. Они разработаны относительно технологических инноваций и охватывают новые продукты и процессы их изготовления. Различают два вида технологических инноваций:

1.Предметные (продукту).

2.Процесні (внедрение новых процессов).

В разных странах разная структура технологических инноваций, так в США 1/3 инновацій - процесні, а 2/3 - продукту. В Японии же наоборот.

В современных условиях инновационная деятельность имеет решающее значение для экономики любой страны. В 1997 году Комиссия Сената США в докладе отмечала что в ближайшее время, так и в отдаленном будущем наука и технология заслуживают большего внимания, чем какой-нибудь другой элемент национальной экономики и национальных программ.

Таким образом уровень инновационного развития определяет уровень дорогой экономики. При экономическом анализе выделяют объем производства и объем экспорта наукоемкой продукции, объем и удельный вес расходов на НДДКР во ВВП, количество научно-технических работников и другое. В наиболее развитых странах удельный вес расходов на науку достигает 4,5-5%.