logo search
Бизнес-планирование (курс лекций)

4.4. Анализ деловой ситуации на основании информации, полученной анкетированием

При обсуждении различных методов сбора материалов обращает на себя внимание тот факт, что каждый из них специально приспособлен к определенным источникам сведений. Первичные сведения, или сведения из первых рук, могут быть получены только в результате личного наблюдения и опыта. Из вторичных источников, сохраняющих чужой опыт, можно получить информацию тремя способами:

а) если сведения опубликованы, то сам собою напрашивается метод библиографического исследования;

б) если сведения не описаны, а хранятся в памяти лиц, доступных для общения, то логичнее всего воспользоваться беседой;

в) если же личное общение с лицами, обладающими ценными сведениями, невозможно, то остается прибегнуть к переписке.

Самый простой прием сводится к посылке коллегам, осведомленным в интересующей вас области, личного письма с запросом. Безличное обращение за сведениями конкретизуется в использовании анкет.

Анкета состоит из ряда вопросов, на которые лица, получившие ее, дают ответы. Ответы эти должны содержать нужные сведения. Анкета обычно безлична и рассылается адресатам, независимо от того, знает ли их инициатор анкеты или нет. Обычно анкета сопровождается письмом, цель которого побудить получателя дать нужную информацию.

За последние годы анкеты все шире применяются для получения сведений из отдаленных от исследователя мест. Анкета, несмотря на некоторые недостатки, представляет вполне правомерный способ получения сведений и при надлежащем пользовании может принести огромную пользу.

Преимущества и неудобства использования деловой анкеты

Главные преимущества анкеты — это легкость распространения и экономичность. Анкеты можно рассылать во все населенные пункты, обслуживаемые почтой. Благодаря этому удается получить информацию из источников, которые иначе остались бы недоступны исследователю.

Анкета экономична, так как все издержки ограничиваются ценой бумаги, набором текста, рассылкой и систематизацией ответов. С этой точки зрения, анкетирование предпочтительнее, чем личная беседа. Что еще очень важно, она сберегает время лица, сообщающего сведения, так как анкету можно заполнить в удобное время.

Анкета представляет также и некоторые неудобства, значительно ограничивающие ее полезность. Из них надо прежде всего отметить следующие:

  1. Затруднения в получении ответов.

  2. Встречающаяся бессодержательность ответов.

Сравнительно немного лиц, из получивших анкеты, отвечают на них даже и тогда, когда они определенно заинтересованы в этом. Нельзя привести точных данных относительно процента получаемых ответов, так как он изменяется в зависимости от характера анкеты и от класса лиц, которому она послана.

Получение 10 — 12% ответов на анкеты от торговцев, потребителей и т. д. считается удачным для обследований рынка. В случаях специального анкетирования, проводимого среди ученых, технологов и. инженеров, процент ответов часто оказывается гораздо более высоким. Известны случаи, когда при подобных обстоятельствах было получено до 80% ответов, а иногда процент полученных ответов был еще выше.

Но даже и тогда, когда число ответов само по себе достаточно, случается, что ответившие — не типичные представители изучаемой ситуации, и поэтому полученные данные не дают истинной картины положения вещей.

Пример. Один из крупнейших промышленных журналов сделал попытку получать от своих подписчиков информацию по вопросам состояния оборудования на предприятиях, к которым они имеют какое-либо отношение. Анкетные листы рассылались по списку нескольким сотням лиц, из которых большинство по своей квалификации заслуживало полного доверия. К сожалению результат оказался не столь удачным, как можно было ожидать, потому что заполнившие анкету лица были специалистами, заинтересованными в решении проблем в какой-нибудь одной области. И хотя ответы представляли несомненную ценность, они не могли дать точного представления об анализируемой проблеме.

Получаемые ответы часто поражают крайней бессодержательностью. Не давая никаких определенных сведений, они часто обнаруживают полнейшее непонимание респондентом вопроса или неумение на него ответить. "Иногда", "затрудняюсь ответить", "не знаю", "не могу сказать" и тому подобные ответы весьма обычны, не говоря уже о фразах, которые вовсе нельзя прочесть из-за неразборчивости почерка. Все эти неопределенные суждения, с точки зрения статистики, значительно увеличивают возможность ошибок.

Кроме того, анкета часто попадает в руки не тех, для кого она предназначена. Какой-нибудь чиновник заполняет анкету на основании своих ограниченных знаний и опыта, поэтому часто его ответы совершенно не совпадают с мнением, которое мог бы выразить специалист или глава предприятия. Однако тщательное составление вопросов анкеты предотвращает многие из перечисленных недостатков.

Как обеспечить удовлетворительные результаты анкетирования

Признавая, что трудность получения толковых ответов является значительным дефектом рассматриваемого метода, все же следует отметить, что во многих случаях неудовлетворительность результатов происходит скорее из-за недоработки данной анкеты, чем в результате недостатков самого метода. Часто случается, что вследствие поспешного составления анкеты вопросы в ней поставлены неясно, слишком многочисленны или требуют слишком долгого обдумывания.

Несомненно, что для получения необходимых сведений анкеты могут быть очень полезны только при условии тщательного составления, удачного монтажа и рассылки по умело разработанному плану.

Для получения удовлетворительных результатов необходимо, учитывая трафаретность анкеты, обратить внимание на:

Успех анкетирования, в конечном счете, зависит от того, насколько умело была составлена деловая анкета. Если вопросы поставлены неточно, бессистемно или могут быть неверно поняты, то полученные сведения окажутся недостаточными даже и в том случае, если ответы составят 100% от рассылки.

Пример. Не так давно автору пришлось беседовать о значении анкеты с руководителем крупной торговой компании. Возникли сомнения в возможности получения посредством анкет ценных сведений, тем более что аналогичная попытка уже потерпела неудачу. Оказывается, ранее стояла задача — получить определенные сведения от зарубежных предпринимателей. Ряду торговцев определенным товаром была разослана очень обстоятельная анкета, а получено всего 5% ответов.

Позже выяснилось, что к тому же некоторые сведения совершенно не соответствовали действительности.

Вскоре менеджер торговой компании признал, что анкета была составлена наспех и не так удачно, как многие другие, которые ему случалось получать самому. Действительно, ближайший просмотр анкеты показал, что при формулировке вопросов совершенно не было учтено, как иные из них могли быть истолкованы бизнесменами. В нескольких пунктах анкеты требовалось сообщить среднее значение цифр, причем не пояснялось, каким путем следовало производить вычисления. Применялись технические термины, значение которых, вероятно, не было известно многим из предпринимателей. Отвечавшие на анкету, естественно, по-своему понимали эти вопросы и потому давали разноречивые и неточные ответы. Анкета оказалась слишком пространна и содержала много вопросов, которые без ущерба можно было исключить. Следовательно, неудачи были вызваны некачественной и неумелой работой тех, кто взялся за составление вопросов анкеты.

Основные правила составления деловой анкеты

Приведенный пример наглядно показывает, насколько важно, чтобы анкета не вызывала недоразумений.

Следующие правила помогают обеспечить содержательность ответов на вопросы анкеты.

Тщательно проанализировав тему анкеты, установите, какие сведения имеют для вас существенное значение.

Возможно, отчетливее представьте себе тех лиц, от которых вы хотите получить информацию.

Удостоверьтесь в том, что вы рассчитываете получить лишь такие сведения, которые действительно могут быть даны этими лицами.

Не задавайте вопросов, на которые опрашиваемый мог бы почему-либо не пожелать ответить.

Формулируйте все вопросы так, чтобы было совершенно ясно, какие сведения вы хотите получить.

Ставьте вопросы так, чтобы опрашиваемому было легко сообщить желаемые вами сведения.

Располагайте вопросы в логическом порядке.

Избегайте длинных и запутанных вопросов.

Формулируйте вопросы так, чтобы они заранее не подсказывали ожидаемый вами ответ.

Заботьтесь о том, чтобы анкета была настолько коротка, насколько это не наносит ущерба ее полноте.