26. Экономические службы в структуре управления предприятием.
Основной целью экономической службы является обеспечение экономического управления предприятием. Состав, наименование подразделений экономической службы и их функции устанавливаются каждым предприятием самостоятельно. Единственным структурным подразделением этой службы, существование которого является обязательным, а функции регламентируются общегосударственными нормативными актами, является бухгалтерия. Состав подразделений экономической службы и их функций должен определяться здравым смыслом и финансовыми возможностями предприятия. При их определении стоит сопоставить выигрыш от более качественного решения экономических задач с затратами на содержание специалистов. Иногда для решения уникальных экономических задач предприятиям целесообразнее привлекать сторонних специалистов из экономических и консалтинговых фирм. После определения рациональной структуры экономической службы она должна быть зафиксирована во внутренних нормативных документах стандартах предприятия, положении о системе управлении и т.п. Там же указываются цели и функции каждого из подразделений этой службы, состав решаемых задач, методы взаимодействия с другими подразделениями предприятия. Деятельность отдельных специалистов экономической службы регламентируется должностными инструкциями, разрабатываемыми каждым предприятием. В состав экономической службы производственного предприятия, как правило, включаются следующие структурные подразделения:
бухгалтерия,
финансовый отдел,
отдел экономических задач,
отдел персонала.
Функции подразделений экономической службы Состав функций подразделений экономической службы определяется содержанием решаемых задач. 1.Бухгалтерия:
Отражение на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых хозяйственных операций.
Предоставление подразделениям предприятия оперативной информации о его хозяйственной деятельности.
Расчет налогов и платежей во внебюджетные фонды.
Составление в установленные сроки официальной налоговой и бухгалтерской отчетности.
Осуществление (совместно с другими подразделениями) анализа деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности.
Оформление совместно с руководителем предприятия организации договорных документов, а также документов, служащих основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетных, кредитных и денежных обязательств,
Проведение денежных расчетов с контрагентами через расчетные и иные банковские счета предприятия.
2. Финансовый отдел:
Расчет необходимого предприятию объема денежных средств.
Определение источников получения недостающих денежных средств (источников финансирования).
Организация привлечения денежных средств.
Эффективное хранение излишка денежных средств.
Обеспечение финансовой состоятельности предприятия и платежеспособности.
Контроль за финансовым состоянием предприятия.
Финансовое планирование и управление системой бюджетов предприятия и его подразделений.
3.Отдел экономических задач:
Управление затратами предприятия, разработка смет и калькуляций затрат.
Расчет цен на продукцию.
Оценка эффективности деятельности предприятия, его подразделений, отдельных видов бизнеса, продукции, хозяйственных мероприятий.
Оценка объемных показателей производства и реализации продукции предприятия.
Экономические расчеты, связанные с выполнением хозяйственных договоров с контрагентами предприятия (поставщиками, покупателями, кредиторами и др.).
Технико-экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Ведение и представление в установленные сроки официальной статистической отчетности.
4. Отдел персонала:
Подбор и обучение персонала.
Управление численностью и составом персонала предприятия.
Организация оптимальной для предприятия системы оплаты труда персонала.
Начисление заработной платы в соответствии с действующей на предприятии системой оплаты труда.
Объектами деятельности каждого из подразделений экономической службы являются одни и те же экономические категории, например, затраты, финансовый результат, внеоборотные активы, источники финансирования и т.п. Однако каждое подразделение решает относительно этих категорий свои специальные задачи. Например, при покупке станка отдел экономических задач должен рассчитать экономическую эффективность этой операции, первоначальную стоимость станка, как объекта основных фондов. Финансовый отдел должен изыскать источник финансирования. А бухгалтерия отразить операции, связанные с совершенной покупкой, в бухгалтерских документах. Следует отметить, что часто руководство предприятия в силу отсутствия необходимых специализированных экономических подразделений возлагает на бухгалтерию решение несвойственных ей экономических задач, например, оценку экономической эффективности хозяйственных мероприятий или составление бизнес-плана и т.п. В связи с развитием рыночной экономики и постоянным усложнением условий деятельности поток таких задач возрастает. Их решение требует применения специальных методов, не относящихся к инструментарию бухгалтерии, Поэтому бухгалтерией они, как правило, качественно не решаются. Предприятие несет потери. Лишь создание полноценной экономической службы, в которой соблюдается жесткая специализация, может обеспечить нормальное функционирование хозяйственного механизма предприятия. Исключением является экономическая служба малого предприятия, на численность персонала которого налагаются ограничения. Здесь вся экономическая работа обычно ведется небольшой группой экономистов (иногда одним человеком). В силу этого экономист малого предприятия должен быть универсалом, обладающим широким кругом специальных знаний и имеющим высокий профессиональный уровень.
Следует также отметить, что на крупных предприятиях экономические подразделения могут создаваться также в составе отдельных структурных подразделений (производств, цехов, отделов).
- Понятие «управление» и «менеджмент», их виды
- Основные задачи бизнес-менеджмента
- 3) Адаптивное управление
- 4. Принципы и методы управления
- 5 Функции менеджера
- 8. Способы оценки внешних условий функционирования организации
- Вопрос 10. Миссия организации. Выбор целей и стератегий развития.
- 11. Понятие цели. Их виды. Требования к постановке цели.
- 12.Основные школы мен
- Эмпирическая школа и школа «социальных систем»
- 13)Классическая школа управления
- 15. Доктрина «человеческих отношений»
- 16. Эмпирическая школа управления( ситуационная школа менеджмента)
- 17. Школа социальных систем
- 18) Новая школа управления
- 19. Революция менеджеров
- Вопрос 20. Российская управленческая мысль 20х-30х годов
- 21. Японский опыт управления предприятием ( точно-во –время, канбан)
- 22.Индивидуальные потребности: классификация, особенности
- 23. Проблемы управления предприятием в условиях рафинированного потребления продукции
- 25. Способы управления циклом и-п-с
- 26. Экономические службы в структуре управления предприятием.
- 27.Мотивы поведения работников в хоз.Системах
- 28) Виды стимулов и особенности их воздействия на различные группы работников
- 29.Выбор эффективных форм стимулирования и согласования экономических интересов собственников и работников предприятия
- Вопрос 30. Официальное признание заслуг и его роль в менеджменте.
- 31. Методы материального стимулирования трудовой активности работников
- 32. Прогрессивные формы оплаты и стимулирования труда
- 33) Методы коллективного стимулирования работника к деятельности
- 34.Руководство, лидерство, власть.
- 35 Стиль управления
- 34 Руководство, лидерство, власть.
- 36.Организационная культура
- 38) Мотивация и стимулирование в системе поставщик потребитель проблема продвижения нового изделия на рынок
- Вопрос 40. Высшие органы управления ао. Структура, компетенция. Общее собрание акционеров
- Исполнительный орган общества
- Совет директоров общества
- 41. Функции управления
- 42. Виды организационных структур исполнительного управления. Достоинства и недостатки
- 43)Достоинства и недостатки линейно-функциональной структуры управления
- 44 Централизация и децентрализация в управлении. Делегирование полномочий.
- 45 Содержание положения о структурном подразделении , должностной инструкции.
- Вопрос 50. Формальные и неформальные структуры организации.
- 51) Современные тенденции в развитии организационных структур управления
- 52. Информация и информационные системы предприятия
- 53)Семиотика и ее разделы
- 55 Документация ее виды. Документооборот и способы его совершенствования
- 59.Экспертные методы принятия управленческих решений